Почтовые и курьерские компании оказали услуги всего на 17 млрд тенге
Одна из причин - активный рост интернетизации и электронных услуг в Астане и АлматыПочтовые и курьерские услуги менее востребованы в столицах (Астана - минус 51,1%, Алматы - минус 0,5% год-к-году по итогам августа), однако остаются актуальными для регионов: рост объема услуг зафиксирован в 11 из 14 областей. На сельскую местность приходится 43% населения страны и всего 7% почтовых и курьерских услуг. Почтовые и курьерские компании оказали казахстанцам за 8 месяцев услуги на 17 млрд тенге, против 17,8 млрд тенге за аналогичный период годом ранее (минус 4,1%). Такие данные приводит energyprom.kz.
За снижение объемов «ответственны» столицы, на которые приходится почти две трети всех услуг в секторе: Алматы - минус 0,5% год-к-году, до 9,3 млрд тенге, Астана - сразу минус 51,1% за год, до 1,3 млрд тенге. Одна из причин - активный рост интернетизации и электронных услуг в Астане и Алматы. Примечательно, что именно столицы наиболее активно используют интернет-связь (за январь-август 2016 года - 71,2% от РК, против 70,6% в аналогичном периоде 2015), и они же - абсолютные лидеры по приросту объемов интернет-услуг в финансовом выражении (на столицы пришлось 83% всего годового прироста по итогам 8 месяцев текущего года).
В то же время в областях по-прежнему активно пользуются почтовыми и курьерскими услугами. В приросте - 11 областей из 14. Наибольшие темпы роста - в Западно-Казахстанской (сразу плюс 23,8% год-к-году, до 302 млн тенге). Еще 4 региона показали прирост за год более чем на 20%: ВКО (плюс 22,9%, до 776,7 млн тенге), ЮКО (плюс 22,6%, до 609,8%), Костанайская (на 21,6%, до 544,2 млн тенге) и Алматинская (плюс 20,9%, до 630 млн тенге).
На сельскую местность пришлось всего 6,7% услуг (в январе-июле 2015 было 7,5%) - на 1,1 млрд тенге, минус 14,4% за год. В целом доля услуг, оказанных сельчанам, держится в пределах 6-8% постоянно.
71,5% курьерских и почтовых услуг, пришедшихся на сельскую местность, оказаны населению (814,2 млн тенге, минус 9,3% год-к-году).
События. Национальный оператор «Казпочта» - единственная компания, масштабно присутствующая в сельской местности, в частности, в селах и поселках численностью до 10 тыс. человек. По сообщениям оператора, 75% их отделений находятся в селе. Доход сельских отделений не покрывает и половины расходов и приносит ощутимые убытки, однако сокращать сеть национальный оператор не планирует, напротив – держит курс на расширение.
Для выведения компании из убыточного бизнеса в рентабельный АО «Казпочта» проводит масштабную Программу трансформации. Внедряются новые продукты и проекты - супермаркеты посылок, постаматы, онлайн-торговая площадка postmarket.kz, национальный портал почтовых и финансовых услуг post.kz, онлайн-услуги по платежам и различным денежным переводам «Salem, Tenge!» и т .д.
Учитывая эффективность проводимых реформ, государство приняло решение оказать поддержку национальному оператору: с 2017 года «Казпочте» будет выделять субсидии в размере 1,7 млрд тенге в год.
В многолетней динамике до текущего года объем почтовых и курьерских услуг постоянно прирастал.
Так, в 2015 году рост к 2014 составлял 8,6% (для сельской местности - 20,7%), 2014 обгонял 2013 на 24,5% (в сельской местности - на 23,1%).
Тарифы на почтовые и курьерские услуги для юрлиц за 2016 год (январь-август к аналогичному периоду 2015 года) поднялись на 12,4%. Для сравнения, удорожание по итогам 2015 года составило к 2014 году 7,2%. Самое значительное удорожание за все прошедшие годы в сфере почтовых и курьерских услуг отмечено в 2006 году - сразу плюс 84,8% к 2005.
В 2016 году рост тарифов в секторе произошел за счет удорожания почтовых услуг: по итогам 8 месяцев к аналогичному периоду 2015 - на 25,1%. Курьерские услуги за тот же период выросли в цене всего на 2,5%.