Хорошие соседи, хорошие партнеры, хорошие перспективы

Как развитие транспортных коридоров интегрирует Центральную Азию

Сегодня регион Центральной Азии, учитывая его стратегическое расположение на Евразийском континенте, имеет большие перспективы. В частности, стимулирование интеграционных связей происходит в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Это партнерство десяти стран и шести многосторонних институтов, которое фокусируется исключительно на проектах. В рамках программы мобилизованы значительные финансовые ресурсы.

Страны – члены ЦАРЭС: Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Институты-партнеры ЦАРЭС: Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития ООН и Всемирный банк.

Программа была задумана в конце 1990-х годов. Первое официальное заседание ЦАРЭС состоялось в 2001 году в Маниле, Филиппины. С тех пор партнерство стало авторитетной диалоговой площадкой.

Большинство стран, входящих в ЦАРЭС, имеют схожие препятствия в развитии – чрезмерная зависимость от экспорта природных ресурсов, удаленность от рынков, потребность в финансировании транспортной инфраструктуры и ее содержании. Поэтому целью ЦАРЭС было создание инфраструктуры для развития торговли и повышения конкурентоспособности стран-членов.

Особенность программы в том, что она не является организацией, это партнерство стран-институтов и своего рода площадка для диалога – все решения в ее рамках выносятся исключительно на основе консенсуса. Ключевая фраза видения программы ЦАРЭС – «хорошие соседи, хорошие партнеры, хорошие перспективы». Таким образом, партнерство помогает странам региона и их соседям реализовать огромный потенциал посредством развития четырех приоритетных направлений – транспорт, энергетика, содействие торговле и торговая политика.

Чтобы наглядно продемонстрировать плоды регионального сотрудничества и интеграции, в рамках программы ЦАРЭС Азиатский банк развития (АБР) организовал пресс-тур для журналистов в Таджикистан, где нам была предоставлена возможность посетить самую крупную гидроэлектростанцию Центральной Азии – Нурекскую ГЭС и отрезок реконструированной дороги Айни – граница с Узбекистаном. На проект по реконструкции открытого распределительного устройства на Нурекской ГЭС со стороны АБР было выделено $54,77 млн и $12,13 млн – партнерское финансирование Правительства Таджикистана. Проект по улучшению дороги Айни – граница с Узбекистаном профинансирован на $136 млн. Из них $100 млн – грант АБР, $22 млн – финансирование таджикского правительства и $14 млн – кредит фонда ОПЕК по международному развитию.

«Проект по реконструкции дороги Айни – граница с Узбекистаном поддерживает экономическое развитие данного региона и страны в целом и направлен на расширение регионального сотрудничества. Данная дорога является частью исторического отрезка Великого Шелкового пути и коридора ЦАРЭС 6», – сказал Тойчик Чансават, исполняющий обязанности директора представительства АБР в Таджикистане.

На встрече с журналистами в офисе АБР в Душанбе Рустам Аминджанов, советник Национального координатора ЦАРЭС в Таджикистане, отметил, что страны, входящие в программу ЦАРЭС, находятся в центре Евразии и занимают стратегическое положение между основными экономически активными районами континента – Европой, Россией, Южной и Восточной Азией и Ближним Востоком. «Основная цель программы – помочь странам, входящим в нее, максимально воспользоваться теми преимуществами, которые дает такое расположение», – считает спикер.

За 15 лет существования программы портфель ЦАРЭС вырос с шести транспортных проектов на общую сумму $247 млн в 2001 году до 166 проектов общей стоимостью $28 млрд в 2015 году. В транспортном секторе было построено более 7 тыс. км автомобильных дорог и 1869 км новых и модернизировано 2850 км существующих железных дорог. То есть из $28 млрд почти 80% средств направлено на улучшение транспортных коридоров ЦАРЭС.

Сеть транспортных коридоров, связывающих Центральную Азию

ЦАРЭС сосредотачивает свою инвестиционную деятельность на развитии шести транспортных коридоров, пронизывающих Центральную Азию с севера, юга, востока и запада. Эти коридоры призваны повысить скорость передвижения людей и товаров по всему региону, поскольку проходят вдоль основных транспортных потоков и связывают страны ЦАРЭС. Благодаря этому наблюдаются значительные улучшения в торговле между странами-членами и в транзитной торговле. Увеличение объемов торговли способствует развитию бизнеса, созданию рабочих мест и, как следствие, повышению качества жизни жителей региона.

Общий объем инвестиций ЦАРЭС для шести транспортных коридоров составляет $43,3 млрд, из которых 59% приходится на благоустройство автомобильных дорог, 30% – на модернизацию железных дорог, 8% – на аэропорты и доставку грузов и 3% – на содействие торговле.

В Казахстане общий портфель ЦАРЭС является самым крупным среди стран-членов и составляет почти $14,2 млрд, 32% от общего объема, из которых $1,7 млрд профинансировано Азиатским банком развития за период с 2008 года.

В настоящее время АБР оказывает поддержку в реконструкции коридора ЦАРЭС 1 в Жамбылской области, известного как коридор Западная Европа – Западный Китай, связывающего рынки Европы и России с Азией. Благодаря удобному расположению Казахстан может извлечь выгоду из больших объемов международной торговли, проходящих вдоль новой транспортной сети «Шелковый путь». Таким образом, проекты, осуществляемые при поддержке АБР в рамках ЦАРЭС, будут способствовать модернизации транспортной инфраструктуры Казахстана и ее интеграции в глобальную цепь перевозок.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤