Как Казахстану наладить экспорт мяса?

Основные препятствия на этом пути – инфекции, недоступность кормов и неравенство фермерских хозяйств

В последнее время в Казахстане участились инфекционные болезни у животных, что привело к падению продаж мяса. Экспорт нашего мяса либо ограничивают, как это делают россияне, либо ему предпочитают продукцию других стран. Вспышки сибирской язвы, пастереллеза и нодулярного дерматита привели к проблемам и на внутреннем рынке: продажи говядины упали на 15-20%. Председатель комитета ветеринарного контроля и надзора Минсельхоза Сакташ Хасенов считает, что новые вспышки сибирской язвы нельзя исключать. «Основными очагами сибирской язвы остаются сибиреязвенные захоронения, которые были унаследованы Казахстаном со времен Советского Союза, и с течением времени координаты некоторых из них были утеряны», - напомнил Сакташ Хасенов, отвечая на запрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz.

При этом в Минсельхозе РК, судя по всему, решают вопрос тактически. Цельной стратегии, которая позволила бы избежать ежемесячных новостей о новых вспышках заразы, у государства нет. Там, судя по ответу Сакташа Хасенова, предпочитают реагировать постфактум: «В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области ветеринарии ветеринарные службы оперативно локализуют очаги вспышек инфекционных заболеваний путем введения комплекса карантинных мероприятий. Затем с целью предотвращения распространения инфекций проводят зонирование территорий (неблагополучная, буферная и зона наблюдения). В данных зонах проводят ветеринарно-профилактические мероприятия».

Тем временем даже без учета разного рода инфекций наши производители экспортировали в 2015 году 16 тысяч тонн мяса, хотя в плане была другая цифра – 60 тысяч.

Что делать?

Председатель Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев предложил ограничить или совсем запретить подворовой забой скота. В противном случае «бесконтрольный забой КРС (крупного рогатого скота. – Ред.) в антисанитарных условиях может причинить непоправимый ущерб интересам экспорта», подчеркнул глава Мясного союза.

Другой вопрос, что в стране не хватает специалистов, как отметил Сакташ Хасенов. «В настоящее время в некоторых регионах страны, особенно в сельской местности, наблюдается дефицит специалистов ветеринарного профиля. В целях снижения нехватки ветеринарных специалистов ежегодно выделяются образовательные гранты на бесплатное обучение, в районных центрах и сельских округах органами социального обеспечения выделяются средства на приобретение жилья», - сказал глава ветконтроля.

Однако наладить экспорт мешают не только болезни животных, которые некому лечить, но и то, что 60-70% поголовья скота находится при маленьких подсобных хозяйствах. Им не хватает качественного корма. «Мизерные доли от сенокоса, принадлежащего либо крупным владельцам, либо государству, достаются хозяевам мелких фермерских хозяйств. У них просто не хватает денег на корма. 300-400 тысяч этих людей имеют доход не выше двукратного промежуточного минимума. Программой "Агробизнес 2020" предусмотрены субсидии на корма, но они, опять же, предусмотрены для более крупных хозяйств», - сказал экономист Жарас Ахметов.

Получается, что хотя большинство скота принадлежит мелким хозяйствам, они практически лишены возможности наладить хоть какой-то экспорт. «У них один путь – к перекупщикам на Зеленый базар, условно говоря», - добавил Жарас Ахметов.

Даже Китай, заинтересованный в нашем мясе, вряд ли решит проблему с экспортом. «Есть успешные откормочные хозяйства, которые могут экспортировать продукцию. Но вряд ли туда (в Китай. – Ред.) пойдет много (мяса. – Ред.), не думаю, что это сильно повлияет на ситуацию на рынке», - отметил экономист. По его мнению, только закон о кооперативах может помочь в этой ситуации. «В прошлом году приняли закон о кооперации. В принципе он нормальный, мне кажется, многое зависит от этого. В XIX веке в Европе крестьянские хозяйства тоже были маленькими, но они победили и начали экспортировать мясо повсеместно именно благодаря кооперации. Для нас это могло бы сыграть такую же роль. Во всяком случае сельхозкооперативы это то, что всегда работало», - сказал Жарас Ахметов.

Напомним, что согласно закону, принятому год назад, сельхозкооператив представляет «юридическое лицо, созданное путем добровольного объединения физических и юридических лиц, для осуществления совместной деятельности в целях удовлетворения различных интересов его членов».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤