Нескончаемая пьеса для нефтяного рынка
В каком коридоре Brent останется до конца года?На нефтяном рынке вновь заговорили о необходимости «заморозки» добычи, тем временем баррель Brent с уровня выше $51, которого он достиг во второй половине августа, начал опускаться до значений $48-49.
Обсудить вопрос ограничения добычи предлагается на неформальной встрече производителей в сентябре. Мы задались вопросами: «Насколько возможна дискуссия и к чему она может привести? Насколько обоснована очередная волна разговоров о «заморозке» добычи?». Эксперты прокомментировали, причем высказали разные мнения об ограничении добычи черного золота.
История из нескольких глав
Очередная попытка сбалансировать рынок через ограничение производства – четвертая по счету. Впервые зафиксировать добычу предложили в феврале этого года Саудовская Аравия, Катар, Венесуэла и Россия. В качестве лимита предлагались показатели января этого года. Условие: инициаторы воплотят свою идею в жизнь только в том случае, если ее поддержат остальные крупные участники рынка. Тогда, по мнению эксперта, прокомментировавшего тему для Kapital.kz, в наиболее выгодном положении могла бы оказаться Россия, поскольку в январе она увеличила добычу на 200 тыс. барр./сут. по сравнению со средним значением за 2015 год (до 10,9 млн барр./сут.).
Во второй раз нефтедобытчики обсуждали или, точнее, пытались обсудить инициативу на апрельской встрече в Дохе. Однако ни к чему не пришли. В третий раз тема поднималась в июне на заседании картеля в Вене. Тогда решения – ни позитивного, ни негативного – также не последовало, и одной из причин этого назывался отказ Ирана ограничивать производство.
И вот тема поднята вновь. Ожидается, что дискуссия состоится на полях Международного энергетического форума в Алжире 26-28 сентября. Причем на сей раз Иран – «ужас и страх» нефтяного рынка, как позиционировали его многие игроки из-за планов вернуть добычу на досанкционный уровень, – согласился присоединиться к обсуждению. В конце августа об этом сообщил министр нефти ИРИ Бижан Намдар Зангане. При этом он подчеркнул: страна хотела бы, чтобы было учтено ее право на восстановление утраченной доли рынка.
Вероятности больше, чем раньше
Осенняя неформальная встреча возможна и добыча нефти все-таки будет сокращена – такого мнения придерживается Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента «Альпари».
Однако, подчеркивает эксперт, для того чтобы эта мера произвела достаточный эффект на стоимость нефти, необходимо убрать с рынка не менее 3 или даже 4 млн барр./сут. «Вряд ли ОПЕК на это согласится без участия независимых производителей нефти. В то же время Россия уже готова к диалогу. Вероятно, другие независимые производители, такие как Норвегия, тоже согласятся, так как из-за низких цен прибыли нефтяных корпораций в первом полугодии существенно снизились», – говорит эксперт.
Таким образом, резюмирует она, очередное существенное сокращение добычи нефти в сентябре более вероятно, чем раньше.
Кто старое помянет…
«На мой взгляд, предстоящая встреча ограничится общими словами о «заморозке» в духе «словесных интервенций», целью которых будет, как и ожидание самой встречи, поддержка текущих котировок. Не более», – делится мнением Алексей Калачев, эксперт-аналитик «ФИНАМ».
Он уверен: решение не может быть принято без готовности всех стран ОПЕК прекратить наращивание добычи. «Насколько известно, Иран и Нигерия, заинтересованные в росте цен и на словах поддерживающие «заморозку», не готовы пойти на нее до восстановления своих прежних объемов добычи. По большому счету, Саудовскую Аравию все еще устраивает текущее положение, позволяющее ей удерживать долю на рынке за счет сокращения доли стран с высокой себестоимостью добычи», – говорит представитель «ФИНАМ».
Нефть еще может дойти до $55
Говоря о том, чего можно ожидать от нефтяных котировок, Алексей Калачев отмечает, что стоимость нефти остается зажатой между неизбежным сокращением добычи при падении цен ниже $30 за баррель и расконсервацией сланцевых скважин в США при цене выше $50. Этот коридор останется надолго, потому что нет объективных причин для более сильного роста или падения в краткосрочной перспективе.
«В рамках продолжения повышательного тренда стоимость нефти еще может дойти до $55 с возвратом до $45, но выход выше означал бы какие-то глобальные изменения в спросе на топливо, которых я не ожидаю», – говорит собеседник.
В то же время, по его мнению, в рамках вероятного разворота и последующего снижения цены могут провалиться до $35 с возвратом на те же $45 за баррель, но в провал ниже $30 до конца года поверить сложно.
«Таким образом, самый широкий диапазон колебаний, допустимый в текущих условиях, ограничивается рамками $35 и $55 «за бочку», – подводит итог Алексей Калачев.
Между «быками» и «медведями»
«Нефть сорта Brent сейчас находится в узком коридоре с довольно сильным уровнем поддержки в $48,88 за баррель и сильным сопротивлением в $50 за баррель. Связано это с противоречивыми факторами», – говорит Наталья Мильчакова.
Эксперт перечисляет факторы. «Медвежьи» – с одной стороны: ожидаемое укрепление доллара вслед за повышением процентной ставки в США, а также скептицизм относительно будущей встречи стран – членов ОПЕК в Алжире. «Бычьи» – с другой: неопределенность относительно сроков повышения ставки в США и заявления представителей стран ОПЕК о готовности «замораживать» добычу нефти, пусть и на определенных условиях. Также в числе «бычьих» факторов – оптимистичные данные из стран – потребителей нефти (в большей степени из Евросоюза, в меньшей – из Китая и Индии).
Наталья Мильчакова ожидает, что до конца года сформируется коридор в $55-60 за баррель. «По нашему мнению, добыча нефти все-таки будет сокращена, а до конца года существенных потрясений в мировой экономике не должно быть», – поясняет эксперт свою позицию.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.