Европейскому союзу придется признать ЕАЭС как равноправного партнера
По мнению экспертов, соглашение станет возможным к середине 2020-х годовНеобходимо наращивать усилия по нормализации и развитию отношений Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с выходом в долгосрочной перспективе на всеобъемлющее интеграционное соглашение. К такому выводу пришли аналитики Центра интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития (ЕАБР) и Международного институт прикладного системного анализа (IIASA, Австрия) в докладе «Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные исследования.
«В реализации концепции общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» есть два горизонта планирования – краткосрочный и долгосрочный. В краткосрочной перспективе необходима инвентаризация отношений между ЕС и РФ. Но не менее важно добиться признания европейской стороной ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) для начала официального диалога между двумя союзами», - отмечается в тексте доклада.
Так, обязательным условием прекращения нынешнего противостояния является решение базовых политических проблем. Однако усилия в этом направлении должны быть подкреплены концептуальным анализом и поиском практических способов развития экономических отношений между союзами.
Авторы доклада исходят из допущения о будущем возвращении отношений между ЕС и Россией в конструктивное русло и появлении возможности отмены взаимных санкций.
«Необходимо долгосрочное видение и планирование в отношениях ЕС – ЕАЭС», - считают аналитики.
Эксперты ЦИИ ЕАБР полагают, что заключение интеграционного соглашения между двумя союзами станет возможным к середине 2020-х годов.
«Для этого необходимо уже сейчас на экспертном уровне определить перспективную повестку и подвести аналитический фундамент под будущие переговоры, - отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. - Мы выделяем 20 перспективных направлений переговорного процесса».
Предполагаемое соглашение о сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС должно быть всеобъемлющим. Такое соглашение может охватывать множество сфер взаимодействия – от торговли товарами и услугами до свободы передвижения капитала, безвизового режима, развития трансграничной и транзитной инфраструктуры, технического регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности.
Отметим, что в докладе представлены краткое описание результатов обсуждения сфер сотрудничества ЕС - ЕАЭС и предварительные предложения. Они выработаны в процессе проведения шести круглых столов высокого уровня, объединивших представителей Европейской комиссии, ЕЭК, государственных органов и ведущих экспертов стран ЕС и ЕАЭС.
В частности, в рамках круглых столов рассмотрены следующие вопросы:
• Торговый режим: чтобы быть выгодным для всех договаривающихся сторон, это соглашение не должно сводиться к созданию собственно зоны свободной торговли (обнуление или снижение импортных пошлин). Логика следующая: «классическая» зона свободной торговли не выгодна ни России, ни Казахстану – ведь обе эти страны экспортируют преимущественно сырье. В силу структуры торговых потоков Россия и Казахстан не заинтересованы в свободном торговом режиме с ЕС в узком смысле (то же верно и в отношении Армении, Беларуси и Кыргызстана, хотя и в меньшей степени). Уступки в сфере торговли товарами должны быть компенсированы встречными уступками и прогрессом в других сферах. Особое внимание должно быть уделено нетарифным барьерам: последствия снятия нетарифных барьеров могут быть намного более значимыми, чем последствия снижения импортных пошлин.
• Энергетика: вопрос энергетической безопасности является фундаментальным. В случае ЕС речь идет о стабильности предложения (безопасность источников энергоносителей и транзитной инфраструктуры, справедливые и предсказуемые цены), в случае России и Казахстана – о стабильности спроса (финансовая и экономическая безопасность, справедливые и предсказуемые цены), в случае транзитных стран – о стабильности доходов и поставок. Кроме того, все участники процесса заинтересованы в обеспечении безопасности окружающей среды и устойчивости энергетических систем.
• Транспорт и инфраструктура: очевидна необходимость модернизации и дальнейшего развития основных евразийских транспортных коридоров (автомобильных и железнодорожных) до 2030 года. Есть многочисленные технические варианты совмещения железнодорожных систем 1520 и 1435 (ширина колеи). Кроме того, имеется огромный потенциал развития общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных волоконно-оптических линий связи. Ключевую роль в обоих случаях играют вопросы нормативного регулирования, безопасности и капиталовложений.
• Мобильность населения: в долгосрочной перспективе конечной целью выступает введение безвизового режима. Кроме того, реальны организация крупномасштабных академических обменов и решение проблемы мобильности трансграничных пенсионных потоков. Вместе с тем, вопрос трудовой миграции в контексте отношений ЕС – ЕАЭС на данном этапе поднимать преждевременно.
• Методика оценки экономических эффектов в контексте ЕС - ЕАЭС: экспертное сообщество не должно ограничиваться оценкой краткосрочного прямого воздействия на торговлю. Необходимо также проанализировать долгосрочные и косвенные последствия заключения соглашения, особенно те последствия, которые связаны с нетарифными барьерами. Их надлежащая оценка потребует применения нескольких современных методов анализа и моделирования.
Отчет подготовлен по итогам реализации первого этапа международного проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств». На сегодняшний день этот проект представляет собой единственную независимую платформу для регулярного диалога Еврокомиссии и ЕЭК. В 2017 году планируется начать второй этап проекта с фокусом на проведение большого массива исследований по сближению ЕС и ЕАЭС при учете фактора отношений с Китаем и другими крупными азиатскими партнерами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.