Чаепитие в Казахстане стало дорогим удовольствием
За год чай подорожал на 35%, до 2,5 тысячи тенге за килограммСамые высокие цены на продукт отмечены в столицах: в Астане - на 5%, в Алматы - почти на 30% дороже, чем в среднем по Казахстану. Самый значительный рост цен зафиксирован в Семее и Павлодаре - более чем на 45% год-к-году. Такие данные приводит energyprom.kz.
В июле потребители платили за килограммовую пачку чая в среднем 2455 тг против 1918 тг годом ранее (плюс 35%). Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов РК чай обходился жителям столиц (Алматы - 3188 тг, плюс 25,3% за год, Астана - 2567 тг, плюс 40,7% за год) и Костаная (2507 тг, плюс 44,9% за год).
Дешевле всего чай стоил в Петропавловске (2020 тг за кг, плюс 18% за год) и Уральске (2155 тг за кг, плюс 33,4%).
Наибольшее удорожание отмечено в Павлодаре (плюс 45,7% год-к-году, до 2353 тг за кг) и Семее (плюс 45,3%, до 2367 тг за кг).
Резкий взлет цен на чай произошел в кризисном 2015 году (сразу плюс 18,5% к 2014).
В свою очередь, 2014 также показывал заметный прирост к 2013 году - на 9,4%. Ранее годовой рост цен в сегменте держался в рамках 4-6%.
Значительный рост цен с 2014 года объясняется девальвационной корректировкой, т. к. рынок чая в Казахстане обеспечивается собственным производством всего на треть.
Объемы производства чая и кофе за 1-е полугодие 2016 составили 8,5 тыс. тонн - на 7,6% меньше, чем в аналогичном периоде 2015. В свою очередь, объемы за январь-июнь 2015 также уступали 2014 - на 15,2%.
Стагнация в отрасли наблюдается с 2013 года, не показавшего к 2012 прироста, далее начался период спада: 2014 уступил 2013 на 4,7%, 2015 показал к 2014 снижение на 6,5%. Показатели первого полугодия 2016 подтверждают негативный тренд в секторе.
В региональном разрезе 87% переработки чая и кофе, как и годом ранее, приходится на Алматы.
В то же время значительный прирост отмечен только в Алматинской области (плюс 36,7%, до 711 тонн за 1-е полугодие 2016). Доля региона выросла с 5,6% в январе-июне 2015 до 8,3% в текущем году.
События. Алматинская компания Tea House является участником госпрограммы «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы», и получила от государства льготный кредит в сумме 4 млрд тенге, который пошел на пополнение оборотных средств. Tea House занимается фасовкой чая и выпуском продукции под марками «Ассам», «Симба», «Наурыз», «Индира», «Тенгри».
Согласно данным компании, им принадлежит не менее 35%-ной доли чайного рынка Казахстана. Продукция компании экспортируется в Кыргызстан и Россию. Например, чаи от Tea House пользуются популярностью в торговой сети «Баурсак», которая занимается доставкой продуктов из Казахстана и розничной продажей в Москве и Московской области.