Выстрелы по экономике

Как бизнес Алматы пережил 18 июля

События, подобные тем, что случились в Алматы 18 июля, когда «алматинский стрелок» убил и ранил нескольких человек и в городе был введен красный уровень террористической опасности, наносят вред экономике города. «Капитал.kz» попросил компании, которые приостанавливали работу в тот день, оценить свои потери за время простоя.

Эффект в масштабе государства

Обозначим свою позицию сразу. Дело не в отдельных компаниях, которым на несколько часов пришлось закрыть отделения, офисы или точки продаж. Приостановить работу в такой ситуации – это действительно вынужденная мера, продиктованная требованиями безопасности, и многие компании именно об этом говорили в комментариях изданию.

Но экономическую составляющую вопроса игнорировать не получится, и это показывает мировой опыт. Например, теракты, произошедшие в Брюсселе 22 марта этого года, причинили государству ущерб – около 935 млн евро. Столько экономика европейского государства потеряла в I квартале, цифра сопоставима с 0,1% ВВП страны, сообщило на днях министерство экономики Бельгии. Компании, работающие в столице, недополучили в указанный период 122,5 млн евро дохода. В большей степени экономический негатив от действий террористов ощутили представители туристической, гостиничной, ресторанной отраслей, сфера массовых развлечений.

Безусловно, события в Алматы и события в Брюсселе носят разный характер. В столице королевства 22 марта произошло три взрыва, ответственность за них взяла на себя запрещенная террористическая группировка. В Алматы, как пояснили власти, действовал одиночный стрелок.

Тем не менее на территории города 18 июля был введен красный уровень террористической опасности (снят в тот же день), многие компании и предприятия временно прекратили обслуживание населения в физических офисах.

В их число вошли: Народный банк Казахстана, Kaspi Bank, «дочка» Сбербанка, АТФБанк, Казком, MEGA Alma-Ata, MEGA Park, Esentai Mall, супермаркеты Magnum, гипермаркет «Рамстор» на ул. Фурманова, кинотеатры Chaplin Cinemas, Beeline (включая «Азбуку Связи»), «Кселл» (Kcell Stores и Kcell Centers), «Казпочта».

Вне работы на несколько часов

Многие организации оказались единодушны: не время думать об ущербе во время опасности.

В департаменте общественных связей Казкоммерцбанка отметили, что не считают нужным оценивать потери в ситуации, когда необходимо было обеспечить безопасность клиентов и сотрудников. «Все отделения были закрыты, за исключением одного – в головном офисе на пр. аль-Фараби, при этом деловая активность со стороны клиентов была минимальной. Здесь были усилены меры безопасности, кроме того, в полном объеме были доступны дистанционные каналы обслуживания и банкоматная сеть», – сообщили в банке.

«Отделения банков были закрыты для того, чтобы не подвергать опасности клиентов и сотрудников. Мы не считаем корректным в этой ситуации говорить о коммерческих потерях», – прокомментировали в Kaspi Bank.

В пресс-службе сети ТРЦ MEGA на запрос «Капитал.kz» сообщили, что ТРЦ MEGA Park и MEGA Alma-Ata временно приостановили работу для обеспечения безопасности граждан в общественных местах: ТРЦ MEGA Park – с 12 часов 45 минут, MEGA Alma-Ata – с 13 часов 18 июля. При этом красный уровень террористической опасности был введен в 12 часов 20 минут по времени Астаны. «Режим работы сети ТРЦ MEGA – с 10:00 до 22:00. Таким образом, ТРЦ MEGA Park не работал в течение 9 часов 15 минут, ТРЦ MEGA Alma-Ata приостановил работу на 9 часов. На следующий день центры начали работу в штатном режиме», – рассказали в пресс-службе сети.

Кроме того, на запрос издания предоставили данные о средней посещаемости торговых центров. В 2016 году посещаемость ТРЦ MEGA Alma-Ata составила в среднем 38 тыс. человек в день, ТРЦ MEGA Park – 22 тыс. гостей в день.

Цифровые каналы помогли

«Решение о закрытии точек после введения красного уровня террористической опасности было продиктовано, прежде всего, обеспечением безопасности наших сотрудников и клиентов. Мы не подсчитывали потери в связи с закрытием точек, которое длилось несколько часов понедельника. Наши точки возобновили работу во вторник утром в стандартном режиме. Поток клиентов в последующие дни был достаточно активным», – отметила Наталья Еськова, руководитель отдела коммуникаций АО «Кселл».

«Больших потерь за те полдня мы не зафиксировали, потому что у нас помимо физических представительств – офиса обслуживания Beeline и магазинов «Азбука Связи», есть варианты предоставления услуг в цифровых каналах (приложение, колл-центр). Для нас важнее безопасность людей», – прокомментировал Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан».

Он сообщил, что средняя посещаемость салонов «Азбуки Связи» зависит от многих факторов, в том числе от расположения офиса, от дня недели. Представительство с максимальным средним показателем – офис продаж и обслуживания Beeline Centre, там посещаемость составляет в среднем 1000 человек в день.

«Здесь такой момент: в этом офисе обслуживания предоставляется больше услуг сервиса, нежели происходит продаж. 90% людей приходят либо заменить сим-карту, либо что-то узнать по тарифному плану, либо взять детализацию», – пояснил представитель Beeline.

Минус 3-5% на оборотах

По мнению Петра Вальтера, руководителя направления анализа рынков компании BRIF Research Group, из-за событий 18 июля потери понесли в первую очередь организации сферы развлечений/досуга и общественного питания. «Жители и гости города, конечно, чтобы обезопасить себя и своих близких, воздержались от развлечений, не посещали общественные места и старались как можно быстрее попасть домой», – поясняет собеседник.

Многие объекты торговли и сервиса были закрыты. Эксперт предполагает, что в этот день, когда действовал красный уровень террористической опасности, их выручка оказалась ниже стандартной и ожидаемой. Но логически потери должны быть восполнены в последующие дни. Потребность в покупке продуктов питания, товаров, в сервисе, в том числе в оплате коммунальных услуг и получении финансовых и нефинансовых услуг, сохраняется, и население в любом случае удовлетворит ее позже, в спокойной обстановке.

«Оценивая ущерб, стоить понимать, что 18 июля – понедельник, основной пик продаж, который случается в выходные дни, был позади. Если перевести убытки в цифры, можно предположить, что в сферах развлечений/досуга и общественного питания потери составили порядка 3-5% от месячного оборота», – считает Петр Вальтер.

По оценке экономиста Алмаса Чукина, события июльского понедельника «не нанесли особого ущерба городу». Свою позицию по этому вопросу он объясняет тем, что лето – для магазинов и так сонный период, а каждодневные покупки просто перенесены на другой день. «Мир изменился, везде неспокойно, видимо, надо привыкать», – добавляет эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤