Производители мяса в Казахстане несут убытки
Почему просели внутренние продажи и рухнул экспорт отечественного продукта номер одинСитуация, поистине, небывалая: экспорт мяса в другие страны или закрыт, или зарубежные партнеры отдают предпочтение нашим конкурентам. На внутреннем рынке положение не лучше: почти одновременные вспышки сибирской язвы в разных местах страны обвалили продажи основного мясного продукта – говядины – на 15-20%.
Все просто, потребители боятся заразиться архаичной болезнью. Споры сибирской язвы могут жить в почве до 150 лет, а недавние откровения в правительстве о том, что мы не осведомлены о точном местонахождении 714 очагов этой заразы на территории страны, явно не прибавляют любителям мяса оптимизма.
Напомним, что в начале месяца на заседании кабмина вице-министр МСХ Гульмира Исаева сообщила, что, согласно кадастру стационарных неблагополучных пунктов по сибирской язве, в Казахстане зарегистрировано 2604 пункта. Из них установлено точное месторасположение 1890 таких мест. Не установлено месторасположение 714 пунктов. В основном это места по сибирской язве 50-70-летней давности.
«Мы знаем, в каких сельских округах они расположены. По ним ведется ежегодное исследование почвы на наличие спор сибирской язвы. Новых случаев заболевания сибирской язвой в этих населенных пунктах не было зарегистрировано», – пояснила Гульмира Исаева.
Бесконтрольность и антисанитария
Тем не менее уже через неделю тот же Минсельхоз и Минздравсоцразвитие решили внести ясность, окончательно расставив все точки над i. Директор департамента организации медицинской помощи МЗСР РК Бауыржан Байсеркин констатировал, что с 8 июня по 8 июля 2016 года в республике зарегистрировано 16 случаев заболевания людьми сибирской язвой, из них три случая в Алматинской области, в ВКО – два, в Павлодарской области – три, в Карагандинской – восемь случаев, два из которых – со смертельным исходом.
Однако при этом председатель комитета ветеринарного контроля и надзора Минсельхоза Сакташ Хасенов заметил, что введенный в мае нынешнего года запрет ввоза казахстанского мяса со стороны России из-за вспышки другой болезни КРС – пастереллеза, все же удалось частично снять, правда за исключением трех важных в инфраструктурном и экспортном плане областей – Актюбинской, Атырауской и Карагандинской.
Тем не менее дилемма заключается в том, что из-за практически одновременных вспышек заболеваний животных в нашей стране отечественная говядина стала резко малопривлекательной как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Первым тревогу забил председатель Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев, который в качестве действенной меры предложил вообще отказаться от подворового – бесконтрольного и без надлежащих условий забоя скота. В противном случае, как предостерегал Бактибаев, мы можем столкнуться с полным обрушением экспорта казахстанского мяса.
«Чтобы не провоцировать какие-либо заболевания, которые произошли за последние месяцы, мы предлагаем ограничить подворный забой или совсем запретить его, чтобы обеспечить ветеринарную безопасность страны. Из-за одного случая мы можем потерять все, что было за это время достигнуто. К тому же бесконтрольный забой КРС в антисанитарных условиях может причинить непоправимый ущерб интересам экспорта», – заявил Максут Бактибаев.
С ним заочно согласился и председатель правления нацхолдинга «КазАгро» Нурлыбек Малелов, который признал справедливым предложение забоя скота в специализированных местах, убойных пунктах и мясоперерабатывающих комбинатах, напомнив о том, что у холдинга имеются кредитные инструменты для финансирования этого направления. В то же время он сослался на то, что для «КазАгро» это всего лишь один из вопросов, тем более что у участников животноводческой программы «Сыбага», которую реализует холдинг, проблем с сибирской язвой или пастереллезом не было.
Внутри тесно, снаружи пусто
Между тем, если с точки зрения госуправления ситуация очевидно серьезная, то с позиции бизнеса она просто патовая. В частности, предприниматель в сфере животноводства, член Мясного союза Казахстана Cерик Рахимбаев, комментируя текущее положение на рынке, так обрисовал картину: «Продажи мяса на внутреннем рынке упали на 15-20%, так как у людей есть страх заболеть сибирской язвой. В связи с этим цены на конину увеличились, так как потребители переключились на этот вид мяса. Они наивно полагают, что лошади сибирской язвой не болеют. К тому же, казахстанцы резко перешли на потребление мяса птицы и рыбы. Всякий раз, когда возникают вспышки сибирской язвы, падение продаж происходит до 40-50% в первые два-три дня. После этого рынок постепенно выравнивается, но в любом случае, каждый раз казахстанцы начинают потреблять меньше красного мяса, опасаясь за свое здоровье».
По его мнению, причиной синхронной вспышки сибирской язвы в разных местах страны послужило разрушение вертикали ветеринарной службы, которая функционировала до 2010 года. Были проведены неправильные реформы в области ветеринарии. Раньше работала единая ветеринарная система, а сейчас она разбита на три части, в том числе ответственность передана в области, местным исполнительным органам. А это неэффективный менеджмент в области ветеринарии.
Второй причиной может быть некачественная вакцина, которой прививают животных. Ее необходимо срочно проверить на наличие того, сможет ли она создать нормальный иммунный фон.
«На самом деле очагов сибирской язвы в мире миллионы. Это не так страшно, как звучит. Просто единственная защита против сибирской язвы, при той ситуации, которая сложилась в Казахстане – наличие хорошей вакцины и создание иммунного фона среди животных», – прокомментировал нам Серик Рахимбаев.
Что касается запрета на ввоз нашего мяса в Россию, то, по мнению бизнесмена, он нанес и продолжает наносить существенный урон отечественному животноводству.
«Мясо мы продаем сейчас на внутреннем рынке – на нем достаточно тесно, цены на мясо падают, предприятия несут убытки. В частности, наше предприятие при сегодняшнем курсе рубля могло бы уже реализовать в Россию минимум 500-600 тонн мяса. Экспорт был закрыт в мае, то есть в период, когда как раз начинается основной экспорт мяса, который заканчивается после нового года. Мясопроизводители Казахстана в целом могли бы уже продать 15-20 тысяч тонн мяса на российский рынок, но, к сожалению, эти цифры обернулись в чистый убыток», – обрисовал ситуацию Серик Рахимбаев.
Он также заметил, что простаивает и экспортное направление мяса в Китай, так как при всех заверениях и благих намерениях того, что мы завалим Поднебесную собственным брендированным мясом, пока официально Казахстан в КНР мясо продавать не может.
Причина все та же – санитарно-эпидемиологическая ситуация.
Более того, иностранные компании, которые разрабатывают нефтегазовые месторождения на западе нашей страны, по словам Рахимбаева, тоже перестали быть в восторге от нашего мяса: их менеджмент элементарно боится кормить своих сотрудников нашим мясом, предпочитая заказывать импортную мясную продукцию.
«Только вертикально интегрированная ветеринарная служба, хорошая вакцина и открытое расследование всех случаев заражения скота могут помочь исправить ситуацию», – резюмировал предприниматель.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.