Как платформенная экономика меняет мир
Стремительные перемены на рынке услугКоличество стартапов, основанных на принципах совместной экономики, растет огромными темпами. Путешествия, каршеринг, финансовые услуги, наем работников, а также потоковое воспроизведение музыки и видео - пять ключевых секторов так называемой «экономики Uber». По прогнозам PwC они имеют огромный потенциал роста - с $15 в 2015 году до $335 млрд к 2025 году.
«Уберизация» меняет рыночные отношения во всем мире, не просто устраняя посредников, а заставляя бизнес пересматривать свои привычные схемы работы. Компании в различных видах сферы услуг развивают сервисы, построенные на использовании мобильных приложений и высокоскоростного интернета для быстрой связи потребителя с поставщиком услуги. Они способны навсегда изменить глобальный рынок услуг.
Сам термин «уберизация» родился из названия компании Uber, которую в 2009 году в США основали Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик. В декабре 2014 года Морис Леви, глава французской медиагруппы Publicis, во время интервью Financial Times произнес слово «уберизация», которое разлетелось по всему миру. «Процесс, когда стартап при помощи цифровой платформы соединяет клиентов и компании», - такое определение этому тренду в своей книге «Уберизация: разорванная экономика» дает Брюно Тебуль.
Однако этот феномен появился еще до основания компании Uber. В 2008 году был создан сервис Airbnb, который позволяет пользователям арендовать или сдать жилье на короткий срок. «Не имея в собственности ни одной квартиры, Airbnb умудряется предлагать клиентам больше квартир, чем крупнейшие гостиничные комплексы в мире. При этом в штате у Airbnb 800 сотрудников, а в сети отелей Hilton — 152000», - пишет Тим О'Рейли, основатель и CEO O'Reilly Media.
Тем не менее процесс избавления от посредников при помощи цифровых технологий был назван именно в честь Uber, а не Airbnb. Скорее всего, свою роль здесь сыграла большая популярность сервиса такси, он чаще упоминался в СМИ, учитывая различных скандалы и протесты таксистов в разных странах.
Бизнес-модель, используемая Uber, оказалась крайне эффективной практически для любого направления деятельности на рынке услуг. Сегодня, например, можно убраться в квартире, не вставая с дивана. Для этого в США были созданы такие онлайн-площадки как британский Housekeep или Bidmycleaning. Они связывают людей, которые могут сделать уборку и тех, кому такие услуги нужны. Если вы предприниматель и снимаете офис с конференц-залом, его можно сдавать по часам через ShareDesk или LiquidSpace. Аналогичные сервисы существуют и для того, чтобы отдать одежду в прачечную, попросить кого-то присмотреть или прогуляться с домашним питомцем и даже посидеть с ребенком.
Подобные изменения в бизнес-моделях происходят раз в поколение, потому что такие компании как Uber и Airbnb создают совершенно новые рынки, которых вообще не существовало.
В JPMorgan Chase Institute изобрели свой собственный термин для этого явления —«platform economy» - платформенная экономика. Возможно, это понятие подходит больше, так как объединяет суть Uber как платформы, в том числе, и для трудоустройства, и суть Airbnb, как платформы для заработка.
Такие цифровые компании как Google, Facebook и Alibaba, давно поняли силу цифровых технологий, однако большинство их инноваций — это не продукты или услуги. Это платформы, которые позволяют создавать новые продукты и услуги, и бизнес-модели, позволяющие этим платформам действовать.
Как говорится в исследовании Technology Vision 2016, проведенном компанией Accenture, фактически платформенная экономика — это использование для работы компании внешних платформ и связанных с платформами экосистем, не находящихся в собственности компании и не контролируемых ими.
Как считают руководители компаний, опрошенные Accenture в ходе этого исследования, в ближайшие три года бизнес-модели с использованием внешних платформенных решений станут главной частью стратегии роста их организаций.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.