Казахстану нужна стратегия безуглеродного развития
Об этом на совете по переходу к «зеленой» экономике заявил Карим МасимовКазахстан должен выработать свою собственную национальную стратегию в области безуглеродного развития экономики. К тому же необходимо более широко использовать потенциал наших лесов и пастбищ. Опыт в сфере снижения выбросов Казахстан может позаимствовать у Германии и Японии. Об этом, выступая на заседании Совета по переходу к "зеленой" экономике при президенте РК, заявил премьер-министр Карим Масимов, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
«Как вы знаете, глава нашего государства по приглашению лидера КНР примет участие в заседании G20, которое состоится в Китае в сентябре нынешнего года. По поручению нашего президента министр энергетики РК недавно принял участие в заседании министров энергетики G20, которое тоже прошло в Китае. Встреча посвящалась тем тенденциям, которые развитые страны сейчас для себя предполагают в области снижения зависимости своих экономик от углеводородной зависимости», - сообщил премьер-министр Карим Масимов.
Министр энергетики Канат Бозумбаев отметил, что на заседании Совета министров энергетики G20 в Пекине обсуждался вопрос: каким образом выполнять обязательства по снижению выбросов парниковых газов и при этом развивать энергетику в своих странах, не нанося ущерба для всей экономики?
«Активно обсуждались виды энергии в будущем, а все страны G20 сходятся в том, что будущее за чистой «зеленой» энергетикой. Разные страны только понимают чистую «зеленую» энергию по-разному. Некоторые страны, которые обладают значительными запасами угля и значительной долей генерации электроэнергетики в угольной промышленности считают, что современные технологии сжигания угля тоже можно сделать чистыми и без влияния на окружающую среду, а также выбросов CO2. Некоторые страны считают природный газ панацеей и сегодня, когда цены на углеводородное сырье низкое, действительно, доля в общей генерации природного газа значительно выросла. Это наглядно демонстрирует опыт США. Тем не менее большинство стран убеждено, что доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) должна расти и до 2030 года стать преобладающей в общем объеме энергии. Это говорит о том, что выбранная в 2013 году стратегия «зеленой» экономики Казахстаном стала шагом, сделанным в правильном и верном направлении», - заявил глава Минэнерго Канат Бозумбаев.
Он также отметил, что министры энергетики G20 сошлись на необходимости повышения энергоэффективности во всех отраслях. По их мнению, необходимо развитие ВИЭ, леса и пастбища (для поглощения парниковых газов), а также современные системы торговли выбросами.
«Конечно, наиболее амбициозные цели перед собой ставят Япония и Германия. Они значительно впереди других стран. Нам есть на кого равняться. Мы должны свою национальную стратегию в области безуглеродного развития разработать, глядя на их опыт. К сожалению, у нас есть вопросы, потому что у нас система планирования несколько иная. Но ее все равно необходимо будет разрабатывать. И в ее рамках нам потребуется имплементировать тот полезный опыт, который существует в странах G20», - уточнил Канат Бозумбаев.
Между тем директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов Высшей школы экономики РФ Георгий Сафонов, консультирующий казахстанскую сторону по вопросу принятия доктрины по низкоуглеродному развитию, заметил, что Казахстану полезно было бы заключить совместное соглашение по развитию безуглеродного рынка с Японией. Эта страна, по его мнению, сделала значительный рывок в развитии «зеленой» экономики благодаря совместному финансированию проектов.
По его словам, Япония сформулировала новые цели по ВИЭ и АЭС – 44% рынка к 2030 году. При этом только за прошлый год в Японии снизилось потребление нефтепродуктов за счет использования гибридного транспорта – электрифицированного и водородного транспорта, который позволил снизить потребление нефтепродуктов на 2,5 %.
«При этом, японская сторона хочет сотрудничать. Они подписали 16 соглашений. Среди этих стран-подписантов, есть такая страна, например, как Саудовская Аравия. Но среди них нет Казахстана. Этот вопрос стоит проработки. Соглашение может быть рамочное и все проектные инициативы по научным исследованиям и по инвестиционным технологическим аспектам может выполняться с японской стороной. Есть интересный опыт города Токио, где перевыполнены планы по сокращению выбросов вместо 2020 года к 2015 году - их снизили на 25 %. Можно также обратиться к опыту Австралии: там есть огромный интересный потенциал новой технологии улавливания и захоронения углерода. Она может быть актуальна и для Республики Казахстан», - подчеркнул Георгий Сафонов.
Говоря о задачах, которые непосредственно стоят перед нашей республикой, эксперт заметил, что Казахстану в первую очередь нужна стратегия низкоуглеродного развития.
«Но это стратегия не должна быть обычной стратегией. Обычных стратегий много, а реализуются они крайне сложно. Здесь обязательно нужен элемент вовлечения. Вовлечения отраслевых объединений, отдельных крупных предприятий, регионов, чтобы они тоже чувствовали свою сопричастность и ответственность за целевые показатели. Это не обычная стратегия, ее делать придется. Конечно рынок квот – тоже важный элемент. Его нужно развивать, так как он несовершенен. Хотел бы отметить все-таки и природу – леса, пастбища, которые являются уникальными активами Казахстана. Потенциал поглощения – это больше чем металлургия, это больше чем транспорт, а в перспективе он может смягчать бремя выполнения климатических обязательств страны», - заверил Георгий Сафонов.
Подводя итоги заседания Совета по переходу к «зеленой» экономике, премьер-министр Карим Масимов констатировал, что состоялся очень важный разговор и нужно продолжить эту дискуссию. А министр энергетики должен быть тем человеком, который пропагандирует и двигает тему «зеленой» экономики вперед.
«Мы должны отчетливо понимать, когда идут просто разговоры в мире, и финансовые потоки в это не вовлечены, то разговаривать можно будет сколько угодно, но ничего происходить не будет. Но когда реальные финансовые потоки начнут коррелироваться, а мы так понимаем, что сейчас к этому дело идет, то это уже реальный процесс. Профинансировать не «зеленый» проект теперь будет все сложнее и сложнее, и скорее всего в какой-то период это станет совсем невозможно. Я смотрю по той тенденции, что развитые страны G20 и в первую очередь Соединенные Штаты и Китай поворачивают в эту сторону, а поэтому мы выпадать из этого процесса не можем и не должны. Опыт Германии и Японии тоже весьма полезен. Мы ни в коем случае не должны остаться в стороне от финансирования и общего развития», - твердо заявил Карим Масимов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.