Определены дороги, которые станут платными
Об этом на встрече с населением сообщил Женис КасымбекЗа счет привлечения инвестиций национальным оператором «КазАвтоЖол» будет внедряться платность на автодорогах трех категорий – для грузового автотранспорта. Также будут привлекаться негосударственные займы на реконструкцию автодорожных проектов «Нурлы жол». Помимо этого, 7 тыс. км автодорог станут платными. Об этом на отчетной встрече с населением страны сообщил новый министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сборы от платности направляются на полное содержание автодорог, что позволит снять нагрузку с республиканского бюджета. Как подчеркнул Женис Касымбек, сбор по платному участку Астана-Щучинск за 2015 год составил 1,1 млрд. тенге, а в целом с 2013 по 2015 годы – 2,8 млрд. тенге.
«В перспективе в период с 2017 по 2018 годы планируется внедрить платность на автодорогах Астана-Атбасар-Жаксы, Шымкент-Кызылорда, Астана-Темиртау, Алматы-Капшагай-Талдыкорган, Алматы-Хоргос, Астана-Павлодар», - перечислил министр.
Подробно Женис Касымбек рассказал о масштабных проектах. В прошлом году в Казахстане началось строительство 8 из 11 крупных дорожных проектов. Это участки автомагистралей «Западная Европа – Западный Китай», «Центр-Юг», «Центр-Восток», «Бейнеу-Актау», «Алматы – Усть-Каменогорск», «Астана – Петропавловск», «Актобе-Атырау» и «Уральск-Каменка». Дорожно-строительными работами было охвачено 2 тыс. км. Было задействованы 72 тыс. человек.
По итогам 2015 года построено и реконструировано 456 км. Автокоридор «Западная Европа – Западный Китай» планируется полностью сдать в эксплуатацию в этом году. Более 2 тыс. километров уже построено и открыто движение от Шымкента до границы Россией с выходом на Оренбург, а также участок Тараз-Алматы.
Женис Касымбек пояснил, что работы ведутся на участках Алматы – Хоргос, Шымкент – Ташкент и Шымкент-граница Жамбылской области.
Также с прошлого года начата реализация второго этапа строительства обхода перевала Кордай. Из-за роста интенсивности в два раза на автодороге Алматы-Бишкек и повышением аварийности, участок Узынагаш-Отар, протяженностью 96 км, планируется перевести в первую техническую категорию с 4-х полосным движением.
«Начало реконструкции – 2017 год. Завершим в 2019 году. В итоге, начиная с Хоргоса до Кызылорды, будет построена автодорога по параметрам первой категории, что существенно снизит аварийность и смертность при ДТП», – заявил министр.
По проекту «Центр-Юг» – это строительство дороги Астана-Алматы, работы сейчас ведутся на участках Астана-Темиртау и Алматы-Капшагай. Реконструкцию планируется завершить в текущем году.
Строительство самого протяженного участка этого проекта (888 км.) - Караганды-Балхаш-Бурылбайтал-Курты – начнется в следующем году за счет займов международных банков. А полное завершение проекта Астана-Алматы, то есть 4-х полосной дороги предусмотрено в 2021 году.
Что касается проекта «Центр-Восток», то речь идет о строительстве дороги Астана - Усть-Каменогорск. В настоящее время работы ведутся на участках Астана-Павлодар и Павлодар-Семей-Калбатау. Уже введено в эксплуатацию 218 км.
В этом году планируется открыть проезд на 200 км. по участку Астана-Павлодар и завершить строительство мостового перехода через реку Иртыш.
Участок Калбатау – Усть-Каменогорск будет реконструирован за счет займов «Эксим банка». В следующем году начнется его строительство. Полностью проект «Центр-Восток» будет завершен в 2020 году.
Женис Касымбек рассказал и о третьем большом проекте – «Центр-Запад»: Астана-Актобе-Атырау-Актау. Так, ведутся работы на участке Бейнеу-Актау протяженностью 470 км. На сегодня открыто движение на 252 км. В этом году будут завершены 100 км. автодороги. Также дорога строится между Актобе и Атырау, работы будут завершены в следующем году. Остальные участки планируется построить за счет внешних займов, проводятся переговоры с международными банками.
Весь проект «Центр-Запад» предусматривается завершить в 2020 году.
Что касается строительства автодороги «Астана – Петропавловск – граница РФ», протяженностью 531 км, то сейчас работы ведутся на территории Северо-Казахстанской области, на участке Кокшетау-Петропавловск. В этом году планируется открыть полностью движение от Астаны до Петропавловска. А реконструкцию участка от Петропавловска до границы с Россией, при выделении средств, планируется начать со следующего года и завершить в 2020 году.
В сторону России строится еще одна дорога, в Западно-Казахстанской области. Это трасса Уральск-Каменка с выходом на Саратов. Ее прогнозируется сдать в эксплуатацию в 2018 году.
«В 2016 году на реализацию автодорожных проектов «Нурлы жол» выделено 330 млрд. тенге, в том числе из Национального фонда выделено 151,3 млрд. тенге. В период с 2017 по 2019 годы году будут вестись полномасштабные работы на всех проектах «Нурлы жол». В этот пиковый период планируется задействовать примерно 170-200 тыс. человек», – отметил министр.
По его словам, под жестким контролем качество работ.
«Что касается качества, это – один из ключевых вопросов. На объектах республиканской сети введена система пятиступенчатого контроля: служба качества подрядчика; технический надзор; авторский надзор; облдорлаборатории; служба качества заказчика. Ну, и конечно, качество строительства контролируют и акиматы, и Нацкомпания «КазАвтоЖол», и министерство. Те участки, которые не соответствуют стандартам, заставляем переделывать. За счет самих застройщиков. В договорах подряда предусмотрен гарантийный период в течение 5-лет после завершения строительства, и при этом вносится банковская гарантия. В случае появления дефектов в этот период подрядчик своими силами и за счет собственных средств их устраняет», - объяснил Женис Касымбек.
Министр по инвестициям и развитию РК добавил, что ведомством утверждены стандарты объектов придорожного сервиса, которые классифицируются по трем категориям. Так, согласно стандартам, через каждые 50 км должны размещаться объекты третьей категории - заправка, пункт питания, стоянка и СТО. Через каждые 200 км – объекты второй категории, где добавляется кемпинг и на туристических или исторических местах первой категории, где пользователям будут созданы условия для остановки на несколько дней.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.