Казахстанские бренды станут более прозрачными
Создан Национальный реестр франчайзинговых компанийВ Казахстане создан Национальный реестр франчайзинговых компаний. В реестр входят как казахстанские, так и международные бренды, которые хотят работать на территории Казахстана. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщил президент Ассоциации франчайзинга Казахстана Бекнур Кисиков.
Он советует: перед тем как купить какой-то бренд, обязательно посмотреть в реестр франчайзинговых компаний. «Теперь он есть и в Казахстане, в России, в Российской ассоциации франчайзинга, также есть национальный реестр франшиз», - рассказывает Бекнур Кисиков.
Как пояснил собеседник, для того чтобы попасть в реестр компании, необходимо внести незначительный взнос.
«Сумма такого взноса символическая, за счет нее частично компенсируются затраты на мониторинг брендов. Вхождение в реестр дает компании возможность активизировать продажи своего бренда, стать более понятной для франчайзи. То есть те компании, которые вошли в реестр, уже проверены Ассоциацией франчайзинга Казахстана, у них нет «черных пятен». Компании, которые захотели попасть в реестр, мы проверяем, запрашиваем у них финансовые документы. Ассоциация узнает, действительно ли компания, которая намерена продать франшизу или уже ее продает, работает на рынке. Мы также узнаем, какие отзывы есть на рынке по той организации, которая попадает в реестр. Вся эта информация фиксируется. У нас несколько методов проверки компаний. То есть можно сказать, что тем организациям, которые вошли в наш реестр, оказан кредит доверия, с ними можно уверенно работать и заключать с ними договора. По сути, ассоциация выступает неким медиацентром, связующим звеном между франчайзи и франчайзером», - отметил Бекнур Кисиков.
При этом он обратил внимание, что фиксация компании в реестре не гарантирует покупателю франшизы получение прибыли от пользования брендом. «В настоящее время казахстанских брендов, которые продаются как франшизы, можно пересчитать по пальцам. Сейчас в наш реестр входит около 20 компаний. Это и казахстанские и международные бренды», - отметил собеседник.
В беседе Бекнур Кисиков подчеркнул, что сейчас на рынке есть франшизы, которые создаются только ради продажи. «Это компании, у которых нет опыта работы, они не имеют ни репутации, ни финансовых потоков. Это преимущественно франшизы, которые анонсированы и продаются через интернет. Не совсем поддерживаю такую схему ведения бизнеса... Каждый франчайзер, который продает франшизу, должен известить франчайзи обо всех своих судебных исках, кредитных обязательствах. То есть компания, продающая право на бренд, должна быть максимально прозрачна. Это не прописано в законодательстве РК, но эти правила оговариваются этическими нормами франчайзингового кодекса», - поясняет он.
Напомним, по данным Ассоциации франчайзинга Казахстана, в настоящее время в Казахстане работает около 500 франчайзинговых систем. Около половина из них - российские. Ощутимую долю рынка, а именно около трети всех франчайзинговых систем Казахстана, занято в сегменте фастфуда.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.