Три четверти автогаза из РК экспортировано в 2015 году
Можно ли делать цены на это топливо свободными?В 2015 году экспорт сжиженного нефтяного газа (СНГ), который используется в качестве автомобильного топлива, превысил поставки на внутренний рынок в три раза. Такой вывод можно сделать из информации, предоставленной деловому еженедельнику «Капитал.kz» в пресс-службе Министерства энергетики РК. Так, в общей сложности в прошлом году было произведено 2535 тыс. тонн СНГ, из них порядка 625 тыс. тонн было поставлено на внутренний рынок, 1910 тыс. тонн экспортировано. Импорт сжиженного нефтяного газа не осуществляется.
«В сфере газоснабжения автомобилей много неразберихи, возможно, потому что для нас это, в принципе, новое направление», – считает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, д.э.н., профессор. Ключевая проблема, по его мнению, заключается в том, что нет координации действий в системном масштабе. Владельцы газоперерабатывающих заводов самостоятельно распоряжаются произведенным газом: частично обеспечивают наш рынок, частично отправляют на экспорт. Интересы компаний и непосредственных потребителей не всегда совпадают. «Нужно четко знать, сколько сжиженного газа производят заводы, во что обходятся перевозки внутри страны, если они происходят, сколько компании продают за границу, сколько остается для внутреннего рынка. Без этого нельзя завозить соответствующее оборудование, увеличивать число газозаправочных станций», – считает эксперт.
Отметим, что ежемесячно Министерство энергетики РК утверждает план поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок республики – это прописано в законе «О газе и газоснабжении». В министерстве предоставили список поставщиков сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок. По плану поставки это: Павлодарский нефтехимический завод (Павлодарская область), «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (Южно-Казахстанская область), Атырауский нефтеперерабатывающий завод (Атырауская область), «СНПС-Актобемунайгаз» (Актюбинская область), Казахский газоперерабатывающий завод (Мангистауская область), СП «Казгермунай» (Кызылординская область), «Жаикмунай» (Западно-Казахстанская область), «Казахойл Актобе» (Актюбинская область), KazFrac (Южно-Казахстанская область).
Цена свободы для свободных цен
Согласно Закону РК «О газе и газоснабжении», Минэнерго утверждает предельные цены оптовой реализации сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке, цены устанавливаются ежеквартально и действуют на всей территории республики.
Так, в последние три года устанавливались следующие значения (без НДС). В 2014 году: в I кв. – 33653,63 тенге за тонну, во II кв. – 33653,63 тенге за тонну, в III кв. – 38701,67 тенге за тонну, в IV кв. – 31536,29 за тонну. В I кв. 2015 года было сохранено предыдущее значение – 31536,29 тенге за тонну. Падение мировых цен на энергоносители стало основанием для снижения предельных оптовых цен – до 11033,91 тенге за тонну на период с 27 февраля по 31 марта 2015 года. Эта стоимость была сохранена в следующие кварталы 2015 года, сохраняется она и по сей день.
Во второй половине апреля, когда в Мангистауской области возник дефицит сжиженного нефтяного газа из-за значительной разницы между отпускной ценой местного предприятия – Казахского газоперерабатывающего завода (6 тенге) и ценами на АЗС (25-27 тенге), министр энергетики РК Канат Бозумбаев сказал, что будут рассматриваться варианты решения этой проблемы. Справиться с дефицитом, вероятно, возможно либо с помощью регулирования розничных цен, либо «маневра» с оптовыми ценами («отпустить или поднять») – совместное с Министерством национальной экономики РК решение будет принято по итогам работы специальной комиссии.
Пример того, когда государство перестало регулировать розничные цены на автомобильное топливо, – ситуация с бензином марки АИ-92.
Олег Егоров отмечает, что вряд ли стоит отпускать цены на газовое топливо в свободное плавание. Стоимость АИ-92 как установилась на 125 тенге, так до сих пор и держится на этом уровне. «Никто не повышает, потому что это связано с основным потребителем этого сорта горючего – населением, это ходовая марка. Так и с газом должно быть», – говорит собеседник. Сейчас, по его словам, такой период, когда многие хотели бы перейти на газовое топливо для автомобилей. Но они видят, что это пока не надежно в смысле поставок топлива. «Сколько было публикаций о том, что газоснабжающие станции, где непосредственно заправляют автомобили, «сидят» вообще без газа. А привезут им топливо или нет?» – объясняет ситуацию аналитик.
«Государственное регулирование розничных цен на бензин АИ-92 отменили для того, чтобы у поставщиков появилась возможность свободно заводить это топливо из России, откуда, как известно, Казахстан импортирует 30-40% топлива», – такой точки зрения придерживается Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере. Государство таким образом, по его словам, сняло с себя ответственность за возможный дефицит ходовой марки: дескать, мы отпустили цены, теперь вы можете по любой стоимости завозить ее из России и продавать здесь.
Если говорить о таком же подходе в отношении газового топлива, то с точки зрения эксперта применять свободное ценообразование можно только тогда, когда нет дефицита на рынке. А когда дефицит есть, то такой подход приведет к повышению цен – это справедливо для любого товара.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.