Как сделать экономику честной?
Декларации есть, механизмов нетНесколько известных личностей, в числе которых рок-музыкант Боно, CEO Unilever Пол Полман, Джордж Сорос, оксфордский экономист автор книги «Нижний миллиард» Пол Кольер, подписали письмо – призыв к всеобщей честности. Документ на прошлой неделе опубликовала Financial Times. В нем восемь пунктов. Общественность должна знать, кто владеет компаниями, трастами и другими юридическими лицами и получает от этого прибыль. Деньги, полученные коррупционным путем, не должны использоваться для покупки недвижимости и предметов роскоши – нужно ужесточить соответствующие меры. Компании, покупающие нефть, газ, минеральные ресурсы, также имеющие дело с оружием и строительными подрядами, должны раскрывать все детали своих сделок. Компании должны сообщать, сколько налогов они уплатили в тех странах, в которых работают. Государственные бюджеты должны быть доступны для просмотра любому пользователю. Это лишь некоторые из пунктов. В совокупности меры, если будут воплощены в жизнь, позволят создать новую международную норму – Fair Play Standard, которая позволит искоренить коррупцию.
Декларации есть, механизмов нет
Можно ли считать это письмо в одном ряду с «Панамскими файлами», отменой банковской тайны тенденцией раскрытия информации?
«Тенденция на отмену банковской тайны идет уже давно, и с каждым годом мы видим все больше и больше транспарентности со стороны банков, работающих с офшорами», – отмечает Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST.
«Идеи, которые изложены в этом письме, «гуляли» давно, но, видимо, «Панамские документы» стали толчком для того, чтобы столь уважаемые люди нашли друг друга и собрали их на одной странице», – комментирует экономист Алмас Чукин. Будет ли от этого эффект? «Возможно, что-то и произойдет, но такая важная инициатива одним письмом не решается. Мир вообще-то и до «Панамских документов» сильно изменился, но этот призыв отличается тем, что он больше обращен не к контролирующим органам, а к игрокам рынка и представителям госфинансов. Именно их призывают начать добровольно раскрывать ключевую информацию, которая касается выплаты налогов», – говорит эксперт.
Письма подобного рода – декларативные заявления, уверен Айдархан Кусаинов, генеральный директор компании Almagest. Это из серии «Давайте жить дружно!»: «Давайте будем честными!» Кто с этим поспорит? Это хорошие призывы, правильные. Но само письмо – это не руководство к действию, что-то меняющее в этом мире, оно не содержит в себе никаких механизмов, никаких реалистичных шагов к исполнению. Это просто попытка тех, кто его подписывает, быстрее всех заявить, что они лучше, честнее всех.
«Главные коррупционеры в мире – западные компании, так называемые транснациональные корпорации. Именно транснациональные капиталы дают взятки, укрываются от уплаты налогов. У развивающихся стран на это просто нет денег», – поясняет собеседник. По его мнению, крупным компаниям, которые подписывают подобные письма, лучше бы разработать корпоративную стратегию, внутреннюю политику, пресекающую дачу взяток – было бы больше пользы.
Как отсортировать деньги в офшорах?
Возможно ли с помощью перечисленных в письме пунктов изменить сложившееся положение вещей, реально бороться с коррупцией, офшорами? И если новая международная норма – Fair Play Standard – действительно будет разрабатываться, кто должен этим заниматься? Может ли она носить официальный характер, если страны к ней присоединятся (как, например, Базель – для банков), или все же может существовать только на уровне рекомендаций?
Отвечая на эти вопросы, Алмас Чукин указывает на некоторые успешные инициативы, также имеющие глобальный масштаб. «Много лет назад началась кампания за сохранение окружающей среды. Производители в разных сферах стали применять переработанное вторсырье и гордо писать об этом на этикетках. Появились новые стандарты энергоэффективности для домашней техники. Сработало? Несомненно. Лет 10-15 назад общественность стала бороться за человеческие условия для работников стран третьего мира, продукция которых поступает на прилавки западных стран. Крупнейшие международные компании теперь проверяют условия труда на заводах своих подрядчиков от Бангладеш до Колумбии. Потихоньку и эта инициатива срабатывает. Причем она может работать только в добровольном порядке. Правительство США не имеет права и не пошлет своих инспекторов из Минтруда в Бангладеш. Это может сделать по взаимному согласию только заказчик и подрядчик», – приводит примеры аналитик.
Айдархан Кусаинов напоминает об английской инициативе прозрачности нефтяных доходов, весь смысл существования которой сводится к простой фразе: «Ну и что, что она есть? На практике она не действует».
Оценивая действенность предлагаемого стандарта, Галим Хусаинов отмечает: все зависит от желания стран. «Естественно, если будет желание США и основных стран ЕС ограничить операции с денежными средствами, полученными незаконным путем, то это существенно ударит по коррупционерам, так как, по сути, они этими деньгами не смогут воспользоваться», – говорит он. Основная проблема, по мнению эксперта, – это вопрос разделения денежных средств в офшорах: какие достались незаконным путем, какие были заработаны легальным образом и офшоры для них использовались лишь с целью сохранности и налоговой оптимизации. Наиболее близки к созданию такой системы именно страны ЕС.
Движение может быть только общим
«Капитал.kz» задал экспертам вопрос: «Считаете ли вы, что современный мир начал меняться или уже изменился и что в экономике действуют другие силы, «выталкивающие» офшоры, налоговые гавани из реальности?»
Мир меняется и меняется очень быстро, считает Алмас Чукин. Одним из важных факторов становится интернет: в докомпьютерную эпоху все призывы к прозрачности и доступности информации разбились бы о невозможность использования такой нормы. «В прессе написали о том, что «панамская утечка информации» – это 11 миллионов документов. Раньше такой объем унести никто бы не смог, это же вагоны бумаги, а тем более прочитать и выписать все имена и связи. Сейчас это заняло несколько часов работы компьютера, а потом уже сотни журналистов разобрали готовые данные – кто есть кто, и кто кому и что должен», – говорит аналитик.
По его мнению, налоговая тайна останется всегда, поскольку коммерческая тайна вечна. «Полной прозрачности не будет никогда, но это не значит, что ничего не надо делать. На данный момент даже крупнейшие компании мира отказываются от простейших требований, и движение тут может быть только общим. Никто не захочет подставляться в одиночку первым», – уверен Алмас Чукин.
Галим Хусаинов отмечает, что пока рано говорить об изменении мира, так как, помимо европейских офшоров, существует множество азиатских стран с льготным налогообложением, и если менять что-то, то нужно менять везде, однако в Азиатском регионе это сделать будет гораздо сложнее, чем на Западе. «К тому же офшорный бизнес для многих стран является основным источником дохода, просто так они от него вряд ли откажутся», – говорит аналитик. И добавляет: «Без альтернативной замены».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.