Цены на молочную продукцию за год увеличились до 22%
На рынке основную долю спроса перекрывают отечественные производителиВ Казахстане растет спрос на молочку. За январь-февраль 2016 года производство ключевых молочных продуктов выросло к аналогичному периоду прошлого года на 8-14%. Параллельно растут и цены. В рознице стоимость молока за год (март 2015-2016) увеличились на 16,9%, масла - на 16,3%, творога - на 21,8%. Такие данные приводит energyprom.kz.
В стоимостном выражении производство молочных продуктов за первые два месяца текущего года увеличилось на 13,1%, до 26 млрд тенге. Это значительно превосходит показатели 2015 года, где рост за январь-февраль к аналогичному периоду прошлого года составлял всего 3,6%.
Доля собственного производства на рынке молочки традиционно высока. По итогам января* казахстанские производители перекрыли 83,9% спроса на молочную продукцию. Доля казахстанского производства на рынке молока и сливок - 94,2%, йогуртов и кисломолочных продуктов - 86,7%, мороженного - 71,3%, сливочного масла - 65%, сыров и творога - 57,9%, сгущенного молока и сливок - 28,2%.
События: В общеказахстанскую программу «Национальные чемпионы», о которой говорится в Плане Нации «100 конкретных шагов», вошли 28 лидеров, из которых семь – «Евразиан Фудс», «Маслодел», «Шин-Лайн», «Адал», «Айс-Плюс», «Агропродукт», «Натиже Сут» – производители молочного сектора.
*учитываются оперативные данные балансов, расчет ведется по объемам производства в натуральном выражении.
В 2015 году крупные и средние предприятия-производители отгрузили на рынок страны 330,6 тыс. тонн молока и сливок.
Лидеры по объемам отгрузок, отпустившие с заводов почти две трети всей продукции по РК - Северо-Казахстанская область (крупное предприятие – «Масло-дел», г. Петропавловск), Алматинская область (крупные компании – «Фудмастер в г. Есик и"Raimbek Agro в пос. Отеген батыра) и Костанайская область (крупный производитель - компания «Деп»).
По темпам годового роста на первом месте Жамбылская область (сразу в 14 раз) и ЮКО (почти в полтора раза).
В Жамбылской области реализуется крупный пилотный проект «Меркі өнімдері», в рамках которого для производства молочной продукции объединились 40 хозяйств. Акимат области принимает меры по привлечению стратегических инвесторов, сообщил аким Карим Кокрекбаев.
В ближайшее время вокруг производственного кооператива будут созданы молочно-товарные фермы с содержанием от 70 до 200 породистых коров молочного направления. Определен участок под строительство молочного завода, разрабатывается технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация. От реализации проекта ожидается доведение переработки молока каждым кооперативом до 50 тонн в сутки в течение 5 лет.
В натуральном выражении за январь-февраль 2016 года выпуск молока и сливок составил 74,8 тыс. тонн (плюс 8,6% к аналогичному периоду годом ранее), сливочного масла и спредов - 2,1 тыс. тонн (плюс 14%), сыра и творога - 3,7 тыс. тонн (плюс 9,7%), мороженного - 1,5 тыс. тонн (плюс 36%).
Цены предприятий-производителей* за март 2015-2016 выросли на молоко (плюс 5,2%, до 148 тенге за литр), мороженное (плюс 21,4 тенге за кг), кефир (плюс 7,8%, до 166 тенге за литр) и сметану (плюс 7,8%, до 536 тенге за кг).
Оптовые цены* по итогам марта увеличились за год практически по всем позициям, кроме кефира, который подешевел на 5,3%, до 216 тенге за литр.
В розничных точках продаж* подешевело пастеризованное молоко (за март 2015-2016 - минус 3,5%, до 198 тенге за литр). По всем прочим позициям цены выросли, сильнее всего - на творог (на 21,8%, до 1317 тыс. тенге за кг).
Дешевле всего среди областных центров и мегаполисов в марте сырое молоко обходилось жителям Павлодара (117 тенге за литр), пастеризованное молоко - жителям Талдыкоргана (141 тенге за литр), как и кефир (189 тенге за литр). Самые низкие розничные цены на творог отмечены в Петропавловске (889 тенге за кг), как и на сметану (597 тенге за кг), на сыр - в Семее (1486 тенге за кг), на сливочное масло - в Таразе (1374 тенге за кг).
*Цена производителя - цена единицы реализуемой продукции в момент ее выхода из ворот предприятия, без учета НДС и акцизов, торговой и сбытовой наценки и транспортных расходов, связанных с движением продукции от производителя к покупателю.
**Оптовая цена - цена с учетом налога на добавленную стоимость, других косвенных налогов и торговых наценок, но без учета транспортных расходов по доставке товаров до потребителей.
***Розничная цена - регистрируется непосредственно в местах реализации продукции населению.