ARTиШОК: время действовать
Неожиданные эксперименты в алматинском театреНеожиданные эксперименты в алматинском театре – пробы Досыма Сатпаева и моноспектакль «Москва – Петушки»
Театр «ARTиШОК» раскачивает культурный цейтнот в Алматы. По экономическому кризису андеграундные театралы ударили проектом «Время действовать». Независимым режиссерам Казахстана и стран-соседей дали возможность показать себя и взбодрить зрителя.
Если раньше «ARTиШОК» баловал публику всего одной-двумя премьерами за сезон, то 2016-й запомнится алматинцам целым парадом ярких премьер. На театральную пробу решился даже Досым Сатпаев. Как рассказала корреспонденту «Капитала.kz» руководитель и актриса «ARTиШОКа» Анастасия Тарасова, в начале лета в рамках «Времени действовать» идеи Сатпаева воплотятся в театральной постановке.
«Это такая сумасшедшая коллаборация. Досым издал книгу «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи» – исследование о том, что за поколение 20-летних ребят, которым придет возможность через некоторое время руководить этой страной, занимать руководящие должности, что это за люди сейчас? А нам, как театру, который очень много работает с публицистикой, показалось это интересным. Мы встречались с Досымом, много обсуждали. Ему эта идея тоже понравилась – вынести книгу на театральную площадку. Режиссер и основатель нашего театра Галина Пьянова предложила написать драматургический материал на основе этого исследования», – сообщила Анастасия Тарасова.
Пьесу на основе темы, поднятой Сатпаевым, создаст один из самых востребованных драматургов в Европе и на пространстве СНГ – украинка Наташа Ворожбит. Работа над этим спектаклем начнется с середины мая, а премьера назначена на июньское закрытие сезона.
Чуть раньше, в апреле, в качестве режиссера-постановщика дебютирует сама Анастасия Тарасова со спектаклем-экспериментом «А рыбы спят»; совместную работу «Здесь был Вася» готовятся представить также актриса Вероника Насальская и кинорежиссер Амир Каракулов.
«То есть «Время действовать» сподвигает и тех людей, которые может и не собирались заниматься режиссурой, делать эксперименты. Потому что слишком много болота в нашей творческой жизни в Алматы», – отметила руководитель театра.
Со старта проекта в минувшем октябре уже были показаны пять спектаклей: «Проба» Кати Дзвоник, «Собака» Салтанат Науруз, Walk in my shoes Джессики Льюис, «Город, в котором я…» Сергея Лысенко (Бишкек) и «Приключенье’с» Максима Фадеева (Ташкент).
Недавним большим событием в театре стал моноспектакль «Москва – Петушки» по известному произведению 80-х годов прошлого века. Эта работа – вторая в сезоне для выпускницы магистратуры Университета Южной Каролины (США) Кати Дзвоник. Роль безнадежного пьяницы-интеллигента Венечки Ерофеева исполнил даже похожий внешне постоянный актер «ARTиШОКа» Дмитрий Копылов.
«Почему Венечка пьет – это, я думаю, такая большая ирония Ерофеева над всем этим миром и всем алкоголем. Он вложил много юмора, при этом всем на самом деле между строк страшно. Если представить себе эти ситуации – кошмар», – сказал исполнитель главной роли Дмитрий Копылов.
Спектакли начинающих режиссеров в рамках «Времени действовать» не входят в постоянный репертуар «ARTиШОКа», но для «Петушков» было сделано исключение. Это значит, что еще не раз жители Алматы смогут побывать на «вокзале», где ангел, сломавший крылья, но не потерявший интереса ко всему живому, подавляет дьявола равнодушной болтовней – «и сатана уходит посрамленный»....
В этом году театр отмечает свое 15-летие. Молодой руководитель труппы Анастасия Тарасова откровенно рассказывает о том, какие усилия приходится прилагать актерам и администрации, чтобы оставаться на плаву. Постоянного спонсора у театра никогда не было, никаких госдотаций тоже.
«По мне так, даже если ты бедный, зато ты свободный, для нас это ценнее. Пусть мы зарабатываем немного, но мы никому не должны», – заявляет Анастасия.
У театра есть преданный зритель – алматинцы хорошо знают, что заказывать билеты на очередную постановку нужно за неделю. Ежемесячно «ARTиШОК» дает около 15 представлений.
«Мы говорим ребятам: «Давайте играть больше, тогда мы сможем держаться!» Если какое-то время назад нас в основном поддерживали деньги с каких-то коммерческих проектов, коммерческих выступлений, то последний кризис абсолютно налицо. И если бы мы не имели качественного театрального продукта, было бы сложно выжить. Мы много работаем над тем, чтобы привлекать своих зрителей, чтобы расширять аудиторию. Я всегда смеюсь над тем, что у нас менеджеров больше, чем актеров, но таковы реалии. Чтобы продвигать театр как компанию, нужны люди определенной профессии. У нас сейчас около семи-восьми актеров, с которыми мы работаем постоянно, плюс, наверное, столько же приглашенных, которые участвуют в разных проектах, много музыкантов и около семи человек менеджеров, администраторов», – рассказала Анастасия Тарасова.
В ближайшее время театральной труппе предстоит собирать чемоданы. Запланированы две больших поездки – в начале мая – Астана, и в апреле – Италия. Примечательно, что репертуарные спектакли «ARTиШОКа» астанчане смогут увидеть впервые – это популярные «Прямопотолеби» и «Пушкин standup».
«За свою 15-летнюю творческую биографию мы объездили 25 стран, но получилось, что у нас до сих пор не было полноценных гастролей ни в одном городе Казахстана. Увы, нам легче организовать участие театра в международном фестивале за границей, чем показать спектакли на родине. И для нас эта поездка в Астану очень волнительна и долгожданна», – сказала собеседница «Капитал.kz».
Кстати, спектакль об особенностях жизни в Алматы «Прямопотолеби» в прошлом году был сыгран в Милане в рамках театральной премии Il teatro Nudo di Teresa Pomodoro, где получил спецприз от жюри экспертов. В этом году миланцы снова смогут оценить работы «ARTиШОКа». А жителям родного города театр до конца юбилейного XV сезона в целом подарит 10 премьер.