В Казахстане введут институт самостоятельных бюджетов
На низовом уровне уже действуют собрания местных сообществ, которые могут назначать и снимать акимовС нового года начата активная работа по реализации установок Национальной комиссии по модернизации. Поэтапно будут внедряться институты местного самоуправления. Так, в 2016 и 2017 годах пройдет подготовительный этап, а в 2018-2020 годах будут внедряться самостоятельные бюджеты местных органов самоуправления. Заметно расширятся полномочия органов самоуправления – акимов нижних уровней, руководящими селами поселками и городами районного значения. Об этом сегодня в Астане на брифинге в Министерстве национальной экономики заявил руководитель управления развития местного самоуправления Департамента региональной политики и развития местного самоуправления МНЭ РК Маргулан Ермаганбетулы.
По его словам, названным акимам в рамках реализации этого плана передано два вида налогов – земельный и транспортный налоги. Также передана функция по управлению земельными ресурсами.
«То есть теперь сельские акимы смогут налагать штрафы за незаконное использование или нецелевое использование земельных участков на территории сел. Также органы самоуправления были наделены дополнительными полномочиями – например, на сегодняшний день все имущество, даже то, которое приобретено за счет средств местного самоуправления является собственностью районного акимата. Теперь же акимы при отчуждении имущества местного сообщества должны согласовать это отчуждение с местным собранием. Это собрание дополнительно наделяется полномочиями по согласованию кандидатур акимов на назначение, а также оно может инициировать вопросы об освобождении их от должности», - перечислил внедряемые ноу-хау Маргулан Ермаганбетулы.
Еще одним новшеством является создание территориальных советов в крупных городах – Астаны и Алматы, в областных центрах и городах областного значения. В задачи терсоветов местного самоуправления будет входить решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства, санитарных состояний территорий и профилактика правонарушений.
«На сегодня в целях дальнейшей реализации рекомендации Нацкомиссии в МНЭ создана рабочая группа, в которую входит отечественные НПО, представители местных исполнительных органов, а также и сами акимы», - констатировал Ермаганбетулы.
Предполагается внедрение самостоятельных бюджетов на уровне городов районного значения, сел и поселков.
В настоящее время, на этом уровне нет самостоятельных бюджетов, а имеются контрольные счета наличности, на которых аккумулируются поступления от налогов, идущих в районный бюджет. Помимо шести видов налогов на эти счета поступают добровольные сборы, поступления от рекламы, от аренды имущества и за административные нарушения.
«На сегодня на эти контрольные счета поступило около 3 млрд тенге. Половина из них уже израсходована, и данные средства расходуются только по согласованию с собранием местного сообщества», - рассказал представитель Миннацэкономики.
По словам Маргулана Ермаганбетулы, местным собраниям уже переданы функции по назначении первых руководителей госпредприятий и госучреждений, находящихся на сельских территориях – директоров школ, домов культуры и т.д.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.