Спасет ли ЕАЭС система финансовой стабильности?
Страны союза борются с кризисом своими силамиИз-за снижения мировых цен на сырьевые ресурсы в странах ЕАЭС наблюдается продолжительный экономический спад. За прошлый год волна девальвации нацвалют «прокатилась» практически по всей территории союза. На состояние экономик стран ЕАЭС также повлияла и ситуация в соседнем Китае. Замедление темпов роста китайской экономики оказало влияние на весь Центрально-Азиатский регион.
Чтобы выйти из кризиса, Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов выступил с предложением по формированию системы финансовой стабильности в странах - участницах ЕАЭС. По словам министра, «институционализация деятельности по обеспечению финансовой стабильности может быть осуществлена в форме постоянно действующего Совещания или Совета по финансовой стабильности ЕАЭС на уровне руководителей министерств финансов, министерств экономики и национальных (центральных) банков государств ЕАЭС, а также Комиссии».
Корреспондент центра деловой информации «Kapital.kz» выяснил, как будет выглядеть антикризисная система финансовой стабильности «евразийской пятерки» и почему страны - участницы ЕАЭС практически не используют потенциал наднациональной организации в качестве антикризисного инструмента.
Вместе или врозь?
Страны - участницы ЕАЭС каждая по-своему пытаются найти пути выхода из сложившегося экономического кризиса, используя собственный набор внутригосударственных инструментов. Экономист Жарас Ахметов считает, что единый рецепт для всех стран ЕАЭС вряд ли можно придумать, так как «все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастливые семьи несчастливы по-своему».
Однако эксперты отмечают, что общие черты финансовой антикризисной политики в странах - участницах ЕАЭС все же прослеживаются. Эксперты отмечают, что первое, за что хватаются страны, это поддержка банковского сектора, а также лихорадочный поиск нового капитала и новых инвестиций.
В этом отношении власти Казахстана проявили креативность. «Страны ЕАЭС имеют собственные резервы, которые помогут преодолеть кризисный период, однако стремительного «разбазаривания» этих средств евразийские столицы не могут допустить. В этой связи каждый ищет новые средства поддержки финансовой системы, диверсифицируя резервы. В Казахстане, например, нашли интересное решение с перераспределением, инвестированием средств ЕНПФ», - говорит эксперт Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов.
Один в поле
Правительства стран - членов ЕАЭС борются с кризисом по одиночке, антикризисного взаимодействия между ними мы практически не видим. По мнению Жараса Ахметова, внутренние противоречия слишком велики, чтобы наднациональные органы были эффективными. Между тем по словам Чекрыжова, на этапе интеграции поддержка финансовых систем участников ЕАЭС на уровне наднациональной организации возможна только с позиций институционального сотрудничества сторон. «Речь идет о взаимодействии на уровне глав министерств, финансовых регуляторов и иных госорганов ЕАЭС. Именно такая модель сегодня предлагается Евразийской экономической комиссией, которая при этом выступит «оператором» многостороннего диалога. На существующем этапе интеграционного сближения эта модель единственно реальна», - поясняет Чекрыжов.
По его мнению, более плотная работа глав финансовых ведомств стран ЕАЭС позволит ускорить процессы унификации финансовых систем евразийцев, с одной стороны, и снизит финансовые риски - с другой. Дело в том, что ряд трудностей партнеров по Евразийскому союзу кроются в несогласованности политики. Например, максимальное и заблаговременное обеспечение осведомленности всех государств в предстоящих шагах одного участника в вопросах проведения финансовой политики позволит остальным быстро перестроиться под новые условия. Уже это значительно снизит напряженность, вызванную «девальвационными войнами». Тем не менее здесь важна сама работоспособность такой модели. При тесном и открытом сотрудничестве евразийской пятерки такая модель может быть эффективна.
Что касается создания Совета по финансовой стабильности ЕАЭС, то инициатива рискует оказаться неудачной. Поскольку, по признанию экономистов, уровень сближения экономик пяти государств нельзя признать удовлетворительным. «Евразийский союз пока просто невозможно использовать в качестве антикризисного экстренного инструмента. Можно утверждать, что экономическая интеграция стран - участников организации по своему значению сопоставима с политикой диверсификации экспортно-сырьевой экономики: в краткосрочной перспективе реализовать весь потенциал просто невозможно, однако в долгосрочном периоде эти меры являются жизненно важными», - резюмирует Чекрыжов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.