Бауыржан Байбек высказался об эффективности системы Онай

По словам акима Алматы, новая платежная система просчитала рынок пассажирских перевозок и ударила по теневым оборотам

Система карточной оплаты «Онай», внедренная в Алматы, привела к структурированию финансов, аккумулированных на рынке перевозок общественным транспортом в мегаполисе. Эта система была перенята с опыта аналогичных систем электронного билетирования Сингапура, Гонконга. «Онай» позволил увидеть объем рынка городских перевозок Алматы в 19-20 млрд тенге и способствовал тому, что из «серой» зоны будет выведено порядка 6-7 млрд тенге. Об этом сегодня в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций в Астане заявил градоначальник Алматы Бауыржан Байбек, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Основной вопрос, который сегодня многие задают: почему упразднены проездные билеты? Это очень серьезный вопрос, и мы попросили время, чтобы понять объем рынка вообще. До этого он был полностью непрозрачным, непонятным: было неясно, какие в нем расходы, какие доходы и куда уходят деньги. Сегодня же мы видим, что объем рынка где-то 19-20 млрд тенге. При этом порядка 6-7 млрд тенге мы выведем из «серой» экономики», – сказал Бауыржан Байбек.

В то же время, по словам алматинского градоначальника, с учетом мнения населения, большого числа обращений, поступающих в акимат, в общественные приемные, фракция НДП «Нур Отан» внесла предложение в маслихат о восстановлении проездных билетов: до 7 лет дети будут ездить бесплатно, дети школьного возраста будут платить 1 тыс. тенге, пенсионеры – 2 тыс. тенге, а новой категории многодетных матерей дается скидка 50%, которая будет субсидироваться из местного бюджета, и в итоге стоимость проездного для них, так же как и для пенсионеров, составит 2 тыс. тенге. Для студентов цена проездного билета составит 3 тыс. тенге. Инвалиды первой и второй группы, ветераны ВОВ и приравненные к ним лица получают бесплатный проезд по городу.

«Все это обойдется местному бюджету в немаленькую сумму: мы сегодня закладываем также 2 млрд тенге субсидирования. Мы пока их будем закладывать в бюджет, потом, по мере того как доходы начнут расти, посмотрим», – уточнил Бауыржан Байбек.

По его словам, компания «Алматыэлектротранс» на сегодня покрывает 63% рынка перевозок общественным транспортом в Алматы. В последние годы ею было приобретено 200 троллейбусов и 400 автобусов за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

«Что с «Алматыэлектротранс»? У компании накопленный долг более 1 миллиарда тенге. То есть перед нами стоял выбор: или сейчас дополнительно миллиард вкладывать, или оптимизировать работу компании. Так, на сегодня 1,6 тысячи автобусов ходит по городу. Это автобусы менее пяти лет возраста, но около 400 автобусов, честно говоря, нельзя было бы выпускать на маршрут. Поэтому встал вопрос о необходимости снова приобретать автобусы за счет кредита из бюджета. А это огромные средства – не менее 10-15 миллиардов тенге. Мы в свою очередь посмотрели, поизучали этот рынок и благодаря программе «Онай» узнали объем рынка в 19-20 миллиардов тенге. Таким образом, когда эта сфера была непрозрачная, инвестор не пришел бы туда, потому что он не знал, каков заработок, сколько в общей сложности водителей, насколько велик «теневой» сектор. Так, мы думали, 30% в «тени», на самом же деле оказалось, что 60% средств находилось в «тени», - констатировал Бауыржан Байбек.

Как отметил Бауыржан Байбек, на сегодня большинство водителей не были охвачены пенсионной системой. Все, что покупалось, делалось за наличный расчет, соответственно, при переходе на новую систему появилась прозрачность.

«Мы уже сегодня, когда проездные определяем, видим, сколько средств мы вкладываем и какая от них отдача, потому что пришел инвестор, который взял компанию на пять лет без права выкупа. На самом деле это большой риск, ведь инвестор обязался в течение первого года погасить около полутора миллиардов тенге задолженности. Во-первых, он должен погасить коммунальную задолженность и на 230 миллионов тенге приобрести новые шины по нормативам. Во-вторых, 33 автобуса находятся в плохом состоянии, и нужно осуществлять ремонт, а это тоже 280 миллионов тенге. Таким образом, инвесторы обязались до 2017 года вывести компанию на прибыльность», - поддержал инвесторов Бауыржан Байбек.

По его прогнозам, новые инвесторы также обязались в апреле текущего года приобрести 100 новых автобусов на газе за свой счет, которые будут «ходить» на рынке и зарабатывать деньги, повышая качество.

«Выходит, что мы сегодня разгружаем бюджет: акимат занимается созданием политики, созданием условий, субсидированием, чтобы те компании, которые работают на рынке, могли модернизироваться. Стоит задача, чтобы в Алматы транспорт был качественный, ходил вовремя, платились налоги, водители были охвачены пенсионной системой», - резюмировал аким Алматы.

По мнению Бауыржана Байбека, следующим этапом должно стать повышение зарплаты водителей.

«Поэтому, я думаю, те средства, которые мы выделили на проездные, то, что мы сегодня субсидировать начнем транспорт, это позитивно скажется на развитии транспортной системы, и мы ее сумеем сделать очень эффективной. При этом я хочу сказать, что все наши коллеги, и в Астане, и в регионах, интересуются опытом Алматы. Все новое, конечно, натыкается на неудобство и сопротивление, но, я думаю, на 95% мы внедрили эту систему и она показывает свою эффективность и удобство. И с восстановлением проездных, я полагаю, вопросов практически уже не возникнет», - заявил Бауыржан Байбек.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤