Эксперты объяснили рост стоимости нефти
Можно ли говорить о смене ценовой траектории для Brent и WTI?На фоне постоянного падения с начала этого года (с двумя попытками небольшого роста) цена на Brent неожиданно двинулась вверх: в четверг, 21 января, североморская смесь закрыла сессию с приростом на 4,91%, или 1,37 доллара, – до 29,25 доллара. В пятницу, 22 января, результат оказался еще более значительным: плюс 10,02%, или 2,93 доллара, цена зафиксировалась на отметке 32,18 доллара; в ходе сессии котировки доходили до 32,28 доллара, минимальное значение опускалось до 29,29 доллара. За весь прошлый год увеличение цены более чем на 10% Brent демонстрировал лишь однажды – 27 августа, когда контракты стоили на 10,25%, или 4,42 доллара, дороже, чем днем ранее, – 47,56 доллара.
Американская нефть продублировала поведение европейского эталона. 21 января фьючерсы на WTI взлетели по отношению к предыдущему дню на 11,22%, или 2,98 доллара, добравшись до 29,53 доллара. 22 января котировки остановились на 32,19 доллара, обогнав показатель предыдущего дня на 9,01%, или 2,66 доллара. К слову, в 2015 году техасский эталон отличился показателями также 27 августа: плюс 10,26%, или 3,96 доллара, по отношению к предыдущему дню (стоимость составила 42,56 доллара).
Эксперты прокомментировали произошедший на торговых сессиях 21 и 22 января рост: можно ли назвать его переломным моментом в траектории цен на нефть или это лишь одномоментные «причуды» рынка, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Кто добавляет нефти позитива?
По словам Тимура Нигматуллина, финансового аналитика группы компаний «ФИНАМ», рост котировок произошел сразу после того, как Управление энергетической информации США (EIA) опубликовало данные о недельных запасах в стране.
В отчете от 21 января говорится: запасы нефти в Соединенных Штатах на неделе, завершившейся 15 января, увеличились на 3,98 млн баррелей и составили 486,54 млн баррелей, при этом аналитики прогнозировали рост лишь на 2,8 млн баррелей.
Тимур Нигматуллин полагает, что цены задержатся на текущих уровнях до выхода следующего отчета EIA (ожидается на следующей неделе), далее среднесрочный тренд сформируется в зависимости от опубликованной статистики.
Несмотря на негативный для роста котировок фактор – увеличение коммерческих запасов в США, нефть все же выросла в цене, однако, скорее всего, это лишь техническая коррекция, «серьезные фундаментальные» факторы здесь ни при чем, делится мнением Анна Кокорева, аналитик «Альпари».
Она отмечает, что определенное позитивное влияние на цены оказала активность некоторых добытчиков. Речь, в частности, идет о призыве Венесуэлы провести внеочередное заседание ОПЕК – товарищам по картелю она отправила письмо соответствующего содержания, сообщило 20 января агентство Bloomberg. А также о заявлении министра нефти Нигерии и президента конференции ОПЕК Эммануэля Качикву, которое он сделал 22 января в Давосе. Участникам организации, считает он, необходимо провести экстренную встречу и приложить активные усилия для переговоров с производителями, не входящими в картель, прежде всего с Россией, для того, чтобы принять стабилизирующие рынок меры.
Ориентируясь на данные торгов, полученные к моменту составления обзора, когда контракты на Brent и WTI находились около 30,6 доллара, Анна Кокорева сделала прогноз, в котором обозначила 31 доллар как рубеж: закрепятся котировки за ним – есть вероятность роста до 36-38 долларов за баррель, не закрепятся – могут вернуться к снижению.
То, к чему давно пора привыкнуть
Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере, также считает, что с ценами «ничего фундаментального» не произошло, идут обычные спекулятивные игры. «Основные ньюсмейкеры – Иран и Саудовская Аравия – заявляли о готовности продолжать увеличение добычи. По некоторым оценкам, текущие запасы Ирана составляют около 80 млн баррелей, хотя ранее говорилось о 50-60 млн баррелей. Эта нефть хранится в танкерах, портах и нефтехранилищах. Сейчас навес предложения над спросом на мировом рынке оценивается в 1,5-2 млн барр./сут. Даже если с рынка уйдет вся «лишняя» нефть, то Иран в течение 2-3 месяцев сможет спокойно поддержать прежний дисбаланс. Причем к гонке готов присоединиться и немного подзабытый Ирак», – говорит эксперт. То есть фундаментально для нефти все очень плохо. А отскоки и волатильность – это то, к чему нужно привыкнуть: они есть и будут.
Некоторые страны, продолжает собеседник, уже продают нефть себе в убыток. А в Соединенных Штатах ожидают роста количества банкротств нефтяных компаний, добывающих сланцевую нефть. «По всей видимости, нефть была слишком перепродана. И вслед за резким снижением последовал не менее быстрый рост. Но это всего лишь краткосрочные факторы. Говорить о том, что цены восстановятся, пока рано», – уверен Олжас Байдильдинов. Он считает, что в ближайшие торговые дни можно ожидать небольшой рост, с затем котировки снова будут падать.
«Зеленые ростки» для нефтедобытчиков
«Не думаю, что можно говорить о повороте, это просто волатильность рынков», – комментирует подорожание Brent и WTI Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности.
Он объясняет: конъюнктура «все еще низкая», спекулянты очень чувствительны к любым новостям. «И вот 22 января спекулятивные движения изменили вектор, он может легко меняться в условиях несбалансированности – цены на нефть «гуляют» в пределах 3-5% ежесуточно. Движение вверх 22 января было весьма существенным. Но это говорит прежде всего о нестабильности рынка. О сломе конъюнктурного тренда на удешевление сырья пока речи не идет», – подчеркивает аналитик.
Вместе с тем в том, что происходит в отрасли в мире, он видит «зеленые ростки» для нефтепроизводителей. «Ряд стран уже добывает нефть ниже себестоимости, такие тенденции сулят рынку дефицит в перспективе. Отложенные инвестиции за последние полтора года уже достигли по миру 400 млрд долларов. Дешевое сырье провоцирует большее его потребление. Так что период затоваривания будет исчерпан, наверно, к концу года. Таким образом, рынок сбалансируется, и после балансировки можно будет говорить о начале фазы роста», – уверен собеседник.
Нефть на мировом рынке, продолжат он, не может бесконечно дешеветь. «Рубеж ниже 30 долларов – это уже, наверное, локальное дно. Хотя я не исключаю падения и до 20 долларов за «бочку». Но это будут новые спекулятивные атаки. И если такие сценарии возможны, то они будут ограничены недельными периодами – не более чем», – говорит Александр Пасечник.
По его словам, ориентироваться нужно на среднегодовую цену. В 2014 году для марки Brent она была близка к 100 долларам за баррель, хотя вторая половина 2014 года характеризовалась глубоким системным падением рынка. «Нынешние параметры по маркерным сортам барреля близки к 30-долларовым рубежам, но это не означает, что среднегодовая цена составит 30 долларов. Есть все основания полагать, что во второй половине 2016 года рынок отыграет наверх, и по среднегодовой цене вполне можно выйти на 40 долларов, а при благополучных сценариях для нефтедобычи и до 50 долларов можно дойти», – заключает эксперт.
Отметим, что согласно январскому прогнозу Управления энергетической информации США в 2016 году среднегодовая цена на Brent составит 40,15 долларов за баррель, в 2017-м – 50 долларов за баррель. Для WTI прогнозируются такие значения: 38,54 доллара за баррель – в 2016-м и 47 долларов за баррель – в 2017 году. Прогноз для Brent на 2016 год снижен на 15 долларов за баррель, для WTI – на 12 долларов за баррель.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.