Китай вряд ли откажет казахстанским НПЗ

Но взамен может попросить долю или продукцию заводов

Проблема с нехваткой финансирования для модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода будет рассматриваться во время официального визита премьер-министра Казахстана в Китай. Кроме того, предваряя это событие, запланированное на декабрь, в КНР отправится КазМунайГаз. Делегации, по сообщению председателя правления КМГ Сауата Мынбаева, предстоит договориться с китайской стороной об отмене требования к Казахстану предоставить государственную гарантию. Такое требование «ранее не предполагалось», но потом было выдвинуто китайскими партнерами. Госгарантия нацкомпанией получена не была. Сейчас отрабатывается возможность получения банковского займа в рамках поездки, добавил спикер.

Китайским инвесторам интересны казахстанские НПЗ – у них есть и средства, и желание вкладываться в подобного рода активы. Поэтому казахстанской стороне предстоит выбрать наилучший вариант – сочетающий приемлемые условия с разумными сроками и суммами, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Финансы и сроки – связь прямая

Если в случае с шымкентским предприятием стоит вопрос государственной гарантии или финансирования через коммерческие банки, то у Павлодарского нефтехимического завода есть проблема дофинансирования на 400 млн тенге. Как рассказал Владимир Школьник, министр энергетики РК, на ПНХЗ была уменьшена затратная часть, дополнительные средства необходимы для завершения второй фазы строительства.

Министр выразил опасение, что если деньги не будут найдены своевременно, то сроки окончания работ могут быть сдвинуты с 2016 на 2017 год – по его мнению, на небольшой промежуток времени.

В отличие от ПКОП и ПНХЗ на Атырауском НПЗ проблем с финансированием не возникает. «Строительно-монтажные работы будут закончены в 2016 году в декабре. Начнутся пусковые работы. Скорость их зависит от зимы и температуры», – добавил глава энергетического ведомства.

Отметим, что стоимость двух проектов на АНПЗ – создание Комплекса по производству ароматических углеводородов и Комплекса глубокой переработки нефти – превысила 2,9 млрд долларов, 45% из них – средства Банка развития Казахстана.

Китайские инвесторы наготове

Идея «преображения» павлодарского и шымкентского заводов появилась еще лет 10 назад. Примерно 5 лет назад она оформилась в виде конкретной необходимой для этого суммы – 4 млрд долларов, потом в силу сложившейся ситуации цифра была увеличена до 6 млрд долларов.

«О том, что будут привлечены какие-то средства, в то время не говорилось, но подразумевалось. Речь шла о средствах госбюджета и, вероятно, отчасти о поступлениях из Нацфонда (который в ту пору был богаче, чем сейчас). Однако $6 млрд так и остались на бумаге», – рассказывает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК.

Сегодня, когда эти заводы работают «не совсем в большом плюсе», на завершение процесса просто нет средств. Поэтому ищут инвестора. А поскольку Китай всегда с удовольствием выделяет средства под гарантии получения доли участия или продукции, то он, безусловно, согласится, считает эксперт. Аргументом в пользу этого можно считать доли, которыми КНР уже владеет в нефтегазовой отрасли Казахстана – 26-27% в добыче и порядка 50% в переработке (49,7% в шымкентском заводе принадлежат нефтегазовой корпорации Китая CNPC). Аналитик считает, что китайцы «с удовольствием возьмут такую же долю и в ПНХЗ в «обмен» на свои инвестиции.

Бюджет государства не потянет

«Возможно, дополнительные средства потребовались в связи с увеличением объемов работ, проводимых на предприятиях. Кроме того, на увеличении стоимости реконструкции могла сказаться и неблагоприятная экономическая ситуация в республике, а также ослабление национальной валюты. Естественно, повлияла и инфляция», – высказывает предположения Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

По его мнению, если учесть все вышесказанное, маловероятно, что сейчас есть возможность выделить все недостающие средства для завершения этих проектов из бюджета республики. А значит, придется искать другие источники. Эксперт не исключает, что это могут быть средства иностранных инвесторов, в том числе китайских, «однако нужно понять, чем их можно заинтересовать в данном проекте».

По его мнению, приватизация НПЗ теоретически могла бы быть интересна инвесторам, но вариант ее проведения спикер исключает. Вместе с тем отметим, что вопрос продажи нефтеперерабатывающих активов в Казахстане уже поднимался. Правительство, говорил в конце сентября Сауат Мынбаев, рассматривает расширенную программу приватизации, и три НПЗ могут в нее попасть.

Дмитрий Баранов считает, что Казахстану, возможно, придется предлагать потенциальным инвесторам другие проекты в республиканской экономике, либо брать заемные средства. «Если это начнут делать сами предприятия, то вряд ли им предоставят какие-то скидки, а если кредит возьмет Казахстан, то не исключено, что для него условия будут лучше», – говорит аналитик. Поэтому, по его словам, если будет достигнуто принципиальное согласие о предоставлении иностранных заемных средств, то властям страны предстоит выбрать наилучший вариант, чтобы и стоимость реконструкции увеличились ненамного, и сроки ее не сильно сдвигались, и условия получения этих средств были приемлемыми.

Переработка нефти в фаворе

Говоря о том, как развивается сфера нефтепереработки в мире, Дмитрий Баранов отмечает: у каждого государства, вне зависимости от того, является оно нефтедобывающим или нет, своя стратегия обеспечения себя энергоносителями, свои приоритеты. В одной стране ставка может делаться на развитие собственной нефтепереработки, в другой – на поставки готовых нефтепродуктов из-за рубежа, в третьей – на возобновляемые источники энергии и сокращение потребления углеводородов.

«Поэтому и нефтеперерабатывающие мощности в мире развиваются по-разному. Но в целом от нефтепродуктов мало кто отказывается, как, впрочем, и от нефти, так что нынешнее состояние сегмента downstream хорошее, даже отличное», – отмечает аналитик.

По его словам, устаревшие, неэффективные мощности, безусловно, закрываются, но вместо них появляются новые. Кроме того, на сегмент оказывает влияние и меняющееся отношение к охране окружающей среды, увеличение влияния экологических организаций, что заставляет закрывать особо вредные перерабатывающие мощности или кардинально модернизировать их.

«Пока фундаментальный принцип нисколько не поменялся: мир не может существовать без нефти – ее надо добывать, перерабатывать, транспортировать. А значит, нефтепереработка нужна будет и сейчас, и много десятилетий спустя», – заключает спикер.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤