Сколько будет стоить бензин?
Казахстан стоит на пороге очередного повышения цен на топливоКазахстан стоит на пороге очередного повышения цен на топливо. Государство планирует поднять акциз на бензин всех марок, получаемых из давальческого сырья. Причем сразу на 133%. В случае его одобрения стоимость ГСМ на автозаправочных станциях страны может значительно подорожать.
В последнее время в Казахстане тема цены на бензин лишь слегка уступала по популярности широкой дискуссии о колебаниях национальной валюты и стоимости социального хлеба.
Напомним, 4 сентября текущего года цены на самую популярную марку бензина АИ-92/93 были отправлены «в свободное плавание». С этого времени курс тенге по отношению к доллару упал на 28%. Розница пока сложилась на уровне 125-130 тенге за 1 литр, это притом что оптовые цены в ноябре по сравнению с октябрем снизились на 4%. То есть на рынке все работают по законам конкуренции.
Здесь надо отметить следующее. Главный источник дохода недропользователя – это сама нефть. Она либо идет на экспорт, либо перерабатывается по давальческой схеме. И тут важно обозначить факторы, влияющие на нетбэк недропользователя. Нетбэк – это равнодоходная цена с внешними рынками, то есть чистая производственная стоимость.
В первую очередь сказывается ситуация, которая сложилась в целом в экономике: нефть на мировом рынке дешевеет, а в стране девальвировал тенге. В таких условиях некоторые нефтедобывающие страны стараются снизить обороты и поддержать отрасль, или хотя бы «не давить» на нее. В Казахстане пока все происходит с точностью до наоборот.
Второй фактор – это размер ставки экспортной таможенной пошлины (ЭТП). В нашей стране объем производства темных нефтепродуктов превышает внутренний спрос. Ставка ЭТП – 60 долларов за тонну, то есть на уровне «плодородного» для нефтегазового комплекса 2013-го. Однако «черное золото» на мировом рынке за это же время подешевело более чем на 60%. Получается, что недропользователи продают его практически с очень низкой маржой. На экспорт светлых нефтепродуктов уже на протяжении пяти лет действует запрет.
Третий фактор – это 10-процентное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Мера действует с 1 октября 2015 года. Кстати, тариф будет увеличиваться ежегодно, вплоть до 2019 года.
Впрочем, на этом проблемы недропользователей не заканчиваются. К примеру, недавно, отечественные нефтеперерабатывающие заводы подняли тарифы на услуги по переработке нефти. Так, с 1 октября 2015 года на Атырауском НПЗ повышение составило с 13,2 до 20,5 тыс. тенге за тонну, а на Павлодарском НХЗ – с 9,1 до 14,9 тыс. тенге.
Теперь нефтегазовый сектор ожидает новое повышение в виде акциза на давальческий бензин. Если следовать законам рынка, то любое изменение в структуре цены отражается на доходах. Поэтому в сложившихся условиях вполне вероятно повышение цен на ГСМ.