Подтвержденный результат
Итоги драйв-теста помогут инженерам АО «Кселл» оценить эффективность проделанной работы по улучшению качества сетиКачество сети для компании «Кселл» всегда было одним из важнейших приоритетов. «Для того чтобы качество соответствовало высоким ожиданиям и растущим потребностям абонентов, делается очень много шагов. Сеть должна быть готова к тому, что в ближайшее время на смену голосовому трафику придет интернет-потребление. Уже сейчас этот тренд набирает силу. Объем трафика данных, генерируемого абонентами, растет огромными темпами каждый месяц. Так, по результатам III квартала текущего года в сравнении с III кварталом 2014 года передача данных в сети «Кселл» увеличилась в два раза, на некоторых тарифах, например, «Алло, Қазақстан», передача данных выросла в четыре раза», - говорит Наталья Еськова, начальник пресс-службы АО «Кселл».
В компании отмечают, что процесс подготовки и адаптации сети к увеличивающемуся потреблению данных трудоемкий и включает в себя много шагов. Это и проведенная оптимизация кластеров, и установка дополнительных базовых станций для улучшения покрытия и конфигурации сети. В процессе этой работы и после ее завершения проводятся замеры или так называемые драйв-тесты, позволяющие оценить эффективность проделанной работы. Принять участие в одном из таких тестов пригласили журналистов, причем это были не специально для нас организованные выезды, а часть запланированной работы.
По словам Кайрата Парманова, начальника сектора поддержки эксплуатации сети АО «Кселл», есть два вида драйв-тестов по замерам качества сети: бенчмарк и инжениринг. Бенчмарк-тесты, в которых приняли участие журналисты, отражают показатели трех операторов и в этом году проводятся дважды. Первый проходил в начале года. Сейчас, во время второго драйв-теста, должна быть собрана информация, отражающая произошедшие в сети изменения. В результате станет ясно, заметны ли проводимые улучшения и насколько конкурентоспособна сеть оператора.
В ходе драйв-теста два специально оборудованных автомобиля ездят по всем крупным городам и областным центрам Казахстана. К примеру, маршрут по городу Алматы составляет около 800 километров, и это не только центральные улицы, но и небольшие проулки, тупики улиц, места максимальной застройки и частный сектор в отдаленных районах города.
В ходе драйв-теста проверяются качество голосовых услуг и интернет-соединение, причем сценарий проверки максимально имитирует обычное поведение абонентов. В автомобиле, который ездит по городу, установлено оборудование шведской компании Ascom, разработанное специально для проведения драйв-тестов на улицах. Оно представляет собой несколько блоков, в каждом из которых находится по 4 телефона, выполняющих определенный сценарий. Первый телефон - для голосовых вызовов в сети 2G, которые производятся с телефонов устаревших моделей, не поддерживающих 3G. Второй телефон для дозвона в так называемой сети dual mode 2G/3G, когда у абонента есть возможность в зависимости от нагрузки на сеть переходить из одной сети в другую. С сервера на эти телефоны отправляются звуковые файлы, имитирующие звонок, протяженностью 2 минуты, затем идет 30-секундная пауза и звонок повторяется. Еще два терминала используются для передачи данных, то есть совершают дата-сессию, скачивая и закачивая файл объемом 5 мегабайт. Каждый блок отвечает за одного из операторов, все модули выведены на общую антенну, и, по словам Алексея Захарчука, супервайзера сектора поддержки эксплуатации сети АО «Кселл», никакого деления по антеннам нет, все находятся в одинаковых условиях, максимально приближенных к реальности. В комплект оборудования также входит сканирующий приемник, оценивающий покрытие в данной точке в сетях 2G, 3G и 4G.
В машине находится инженер с ноутбуком, на его мониторе в режиме реального времени отображается информация о том, что происходит в конкретный момент движения автомобиля с сетью каждого из операторов. Специальное программное обеспечение позволяет ему видеть насколько успешно происходит дозвон или с какой скоростью отправляется и принимается файл, у кого из операторов есть прерывание голосового вызова или разрыв интернет-соединения. Эту информацию инженер видит на карте монитора, она обозначается специальными значками, схожими по обозначению с сигналами светофора: зеленый цвет - хороший сигнал, красный – наличие каких-то проблем. Кроме этого, результаты тестов обозначаются по 5-балльной шкале международного алгоритма POLQA, где показатели больше 3 считаются хорошими.
Сбор данных таким образом проводится в течение недели, затем информация обрабатывается, результаты передаются в группу оптимизации и планирования, составляется матрица соответствия, и затем по итогам принимаются решения по устранению выявленных проблем.
Инженеры «Кселл» также рассказали, что такие тесты могут проводиться и там, где невозможно проехать на машине, например, в парках, в местах большого скопления людей - на стадионах, площадях, в торговых центрах. Для этого есть переносной модуль, который выглядит как обычный рюкзак, защищенный каркасом. В нем также размещены 4 смартфона со специально установленным программным обеспечением для проведения так называемых indoor драйв-тестов. Информация о текущем состоянии сети, получаемая с этих телефонов, выводится на планшет, который инженер также берет с собой, затем все данные агрегируются и отправляются для проведения анализа.
Все оборудование для indoor драйв-тестов, а также используемое в автомобилях готово к тестированию сетей 2G, 3G и даже LTE. Отметим, что в ходе драйв-тестов показатели сети «Кселл» были в пределах нормы: например, практически повсеместно в Алматы «голос от «Кселла» был на уровне 4,2 из 5 максимальных, а по скорости передачи данных средние значения ведущего телекоммуникационного оператора составили около 10-15 мегабит в секунду.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.