Зачем отпускать в свободное плавание цены на АИ-80 и дизтопливо?
В РК могут отменить государственное регулирование розничных цен на бензин марки АИ-80В Казахстане могут отменить государственное регулирование розничных цен на бензин марки АИ-80 и дизельное топливо. Министр энергетики РК Владимир Школьник высказал мнение, что регулирование должно быть отменено, поскольку «как только кто-то регулирует рынок, значит, что-то идет неправильно». И обозначил вероятные сроки рассмотрения этого вопроса – когда спадет максимум осеннего потребления.
Ситуация далека от рынка
До недавних пор государство регулировало стоимость трех топливных позиций – наиболее распространенной марки бензина АИ-92, марки АИ-80 и дизельного топлива. Государственного регулирования быть не должно, говорил глава профильного ведомства. Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере, согласен: исходя из законов рынка это правильно. Но проблема в том, что «наша ситуация далека от рынка». Аналогичную мысль по поводу отсутствия у нас таких отношений высказывает и Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Однако точку зрения о необходимости отмены госрегулирования не разделяет. «В наших условиях, когда происходит постоянная неразбериха с поставками, запасами, ценой реализации, государство вообще не должно так свободно отпускать цены на эти виды горючего», – считает он.
Но сейчас заговорили о возможной продаже нефтеперерабатывающих заводов. И это, на взгляд Олега Егорова, может стать причиной того, почему для АИ-80 и дизельного топлива могут отменить предельные розничные цены. Свободное ценообразование – фактор, привлекающий иностранных инвесторов.
Цены «уравнивают»
Если государство перестанет устанавливать предельные розничные цены на АИ-80, то цены на этот вид ГСМ вполне могут отреагировать так же, как это было с 92-м, однако через какое-то время все равно произойдет снижение, считает Сергей Смирнов. Он поясняет: потребности в этой марке не столь высоки. При этом специальные цены для аграриев, действующие во время посевных-уборочных работ, сохранят. «То есть производитель ничего не потеряет», – уверен эксперт.
Олег Егоров указывает на то, что большая часть производства АИ-80 приходится на мелкие компании, которые давальческим способом поставляют свое сырье на заводы и заключают договоры с заводами на получение 80-го бензина. Сегодня, отмечает эксперт, наблюдаются случаи поступления на АЗС плохого по качеству бензина, не исключено, что это тот же 80-й с добавлением присадок для увеличения октанового числа. Цены на 80-й и 92-й разные, но, получается, когда 80-й превращают в 92-й, они сравниваются непорядочными методами. «То есть отпускай не отпускай, такая ситуация уже наблюдается», – комментирует спикер ситуацию с ценами на бензины.
Другое дело – дизель
Что касается дизельного топлива, то оно в отличие от АИ-80, потребности в котором полностью покрываются казахстанскими заводами, частично завозится из России, говорит Сергей Смирнов. Поэтому можно ожидать роста цен на него.
Если рассматривать 5 последних изменений предельных цен, с августа 2014 года по май 2015-го, то стабильной оставалась лишь стоимость АИ-80 – 89 тенге за литр, в то время как цены на 92-ю марку и дизтопливо изменялись, причем можно говорить о более или менее схожих движениях ценников. Так, АИ-92/93 в августе 2014-го стоил 128 тенге за литр, в декабре предельную цену снижали дважды – до 115 и 109 тенге, в феврале 2015 года тариф опустили до 99 тенге, последнее изменение в рамках госрегулирования – 108 тенге в мае. Предельные цены на дизельное топливо также претерпевали изменения: 115 тенге за литр – в августе 2014 года, 107 – в декабре, 99 – в феврале 2015-го, это значение было сохранено в мае.
Олег Егоров отмечает: дизельное топливо всегда дешевле автомобильных бензинов, потому что содержание фракции, из которой его получают, в нефти всегда больше, чем содержание фракции, из которой получают бензин. «Поэтому, может, и будет какая-то неурядица в ценах, если госрегулирование отменят, но ситуация выправится. Цены на дизель могут повыситься», – говорит эксперт.
Погоня за ценниками
Между АИ-80, АИ-92 и более дорогими марками должен выдерживаться определенный ценовой промежуток. Если государственное регулирование 80-го будет отменено, то вполне можно ожидать подорожания 92-й марки. Олег Егоров считает: если отталкиваться от нынешней позиции – 125-130 тенге за литр АИ-92, то справедливая цена АИ-80 должна составить 90-100 тенге за литр.
В первых числах октября КазМунайГаз повысил на своих заправочных станциях стоимость бензина АИ-92 до 130 тенге за литр. Заметим, что именно о такой цене говорил глава национальной компании Сауат Мынбаев во время пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций, на которой было объявлено о новой политике государства в отношении этой марки.
После того как ценники на некоторых АЗС пошли вверх, министерство национальной экономики поручило Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции выявить причины этого. Крупные АЗС должны были предоставить информацию о структуре ценообразования марки АИ-92.
В настоящее время крупные сети пока сохраняют ценовое спокойствие. В «Газпром нефть – Казахстан» пояснили: во всех регионах присутствия сети, кроме Астаны, средняя стоимость бензина АИ-92 за литр составляет 125 тенге, в Астане – 127,2 тенге, при этом компания реализует 92-ю марку только российского производства. По данным на 18:00 14 октября, на сайте Sinooil значилась цифра 125 напротив АИ-92 и АИ-93, Helios придерживается той же цены в отношении 92-й марки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.