Подорожают ли авиабилеты на внутренние рейсы?

У Казаэронавигации и авиакомпаний на это разные точки зрения

Национальный провайдер в сфере воздушных перевозок – РГП «Казаэронавигация» подал заявку в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) об увеличении тарифов на свои услуги для авиаперевозчиков, летающих в казахстанском небе. То есть для всех действующих – больших и малых – авиакомпаний страны. При этом, как отмечают представители авиапровайдера, повышение тарифов не коснется международных полетов, тогда как в структуре стоимости авиабилета расходы на аэронавигацию составляют ничтожный процент – 1-2%. Поэтому рост тарифов не ударит по кошельку пассажиров воздушных судов. Иной точки зрения придерживаются национальные авиакомпании, пишет корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

На общественных слушаниях в Астане позицию Казаэронавигации отстаивал заместитель гендиректора республиканского предприятия Марат Дауталиев. По его словам, есть требования закона, против которых никак не пойти, а значит, повышать тарифы необходимо согласно законодательству. К тому же РГП «Казаэронавигация» на протяжении 17 лет хранило молчание, не выходя с заявкой в уполномоченный орган о повышении тарифов на свои услуги.

«В настоящее время к регулируемым услугам аэронавигационного обслуживания отнесены – аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве Казахстана и в районе аэродрома, за исключением аэронавигационного обслуживания воздушных судов, осуществляющих международные полеты. Тарифы на аэронавигационное обслуживание нашего предприятия по внутренним полетам являются одними из самых низких в сравнении с внутренними тарифами стран СНГ. РГП является одним из немногих субъектов естественных монополий, тарифы которых на регулируемые услуги не повышались в течение более 17 лет, а именно - тарифы РГП «Казаэронавигация» не повышались с 1998 года», - констатировал Марат Дауталиев.

По его оценке, за последние несколько лет Казаэронавигация получила убыток по регулируемой деятельности в размере 2,7 млрд тенге. Он сложился в результате того, что утвержденные тарифы ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления их услуг и не учитывают возможности получения прибыли, которая бы обеспечила эффективное функционирование предприятия.

В то же время, как отметил Дауталиев, учитывая ежегодный рост производственных показателей и при этом неизменность тарифов, РГП «Казаэронавигация» по итогам текущего 2015 года ожидает получение убытка в размере 2,6 млрд тенге.

При этом действующим законодательством «О естественных монополиях и регулируемых рынках» предусмотрена обязанность субъекта естественной монополии предоставлять услуги по предельным уровням тарифов, утвержденным КРЕМиЗК. К тому же еще одним требованием этого закона является безубыточность тарифов и возможность получения прибыли. Поэтому в Комитет по регулированию естественных монополий и была представлена заявка о повышении тарифов на аэронавигационное обслуживание самолетов во внутреннем воздушном пространстве страны и в районе аэропортов.Она рассчитана на 2016-2020 годы.

«В структуре стоимости авиабилета по внутренним полетам доля расходов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов составляет 1-2%. Таким образом, увеличение тарифов на регулируемые услуги аэронавигации не является экономическим мультипликатором и не повлечет за собой повышения цен на авиабилеты», - особо подчеркнул заместитель гендиректора РГП «Казаэронавигация».

При этом, как отметил Марат Дауталиев, потребителями услуг РГП в процентном соотношении являются следующие компании: АО «Эйр Астана» - 57%, авиакомпания SCAT - 25%, остальные авиакомпании – 18%.

Однако, по мнению представителей авиаперевозчиков, удорожание тарифов на аэронавигационное обслуживание внутри страны все же приведет к повышению цен на авиабилеты по внутренним рейсам и оттолкнет пассажиров от рынка авиауслуг.

По их мнению, РГП «Казаэронавигация», которое не повышало тарифы 17 лет, выбрало не самое подходящее время, чтобы их наконец повысить. К тому же у самого РГП дела на самом деле идут на порядок лучше, чем это было озвучено со стороны национального аэропровайдера. И какой-либо объективной надобности добиваться удорожания собственных услуг именно сейчас, просто не наблюдается.

В частности, вице-президент АО «Эйр Астана» Айдар Кошкарбаев зачитал аудиторский отчет по РГП «Казаэронавигация» за минувший 2014 год, попытавшись опровергнуть тезис об убыточности национального провайдера в сфере аэронавигационного обслуживания.

«Согласно консолидированной аудиторской финансовой отчетности РГП «Казаэронавигация» по итогам 2014 года, денежные средства на расчетных счетах предприятия составили 28,1 млрд тенге, увеличившись за год более чем на 1 млрд тенге. Третий год подряд денежные средства компании растут более чем на 4 млрд тенге. Выручка компании составляет 33,1 млрд тенге. Таким образом, уровень денежных средств от годового оборота является чрезвычайно высоким и свидетельствует о том, что компания занимается больше накоплением денежных средств, а не развитием и обновлением основных средств существующих производств. Вы очень прибыльное предприятие. Какая необходимость повышать тарифы, когда можно модернизацию производить за счет внутренних средств компаний?» - задал вопрос Айдар Кошкарбаев.


В свою очередь региональный представитель IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) по Центральной Азии Джордан Карамалаков заметил, что сейчас международный перелет на 100 км одного среднего воздушного судна типа Airbus A320 стоит 17 тыс. тенге, тогда как на 2 тыс. км эта сумма вырастает до 350 тыс. тенге.



Именно такую сумму иностранные перевозчики платят Казаэронавигации. По утверждению Карамалакова, это обстоятельство принесло 40-процентное увеличение доходов Казаэронавигации в тенговом выражении. Если же смотреть с точки зрения валютной составляющей, то можно говорить о 30-процентом увеличении доходности Казаэронавигации от обслуживания международных судов. А потому, по мнению Джордана Карамалакова, сейчас просить увеличивать тарифы на внутреннем рынке будет не слишком корректно. Кроме того, IATA хотела бы увидеть инвестиционные расходы казахстанского авиапровайдера в период хотя бы 3 лет.


«К тому же сегодня увеличивается трафик авиаперелетов внутри Казахстана, появляются новые перевозчики, а значит, доходность Казаэронавигации будет увеличена еще больше. Предложенные тарифы в этой ситуации могут оказаться устаревшими, а потому давайте составим 3-летний или 5-летний план прибыльности авиапровайдера в зависимости от объемов услуг, которые Казаэронавигация будет предоставлять с учетом нового повышенного трафика авиаперевозок», - предложил региональный представитель IATA.

Также, по словам Карамалакова, необходимо четко понимать, сколько стоит обслуживание одного воздушного судна во всех 16 сертифицированных аэропортах Казахстана. Нужно иметь представление, сколько стоит посадка одного воздушного судна в аэропорту, например, Усть-Каменогорска и Астаны.

«Ведь городской транспорт не стоит 90 тенге в любом городе Казахстана. Это зависит от качества автобуса, трафика и маршрутной сети. Почему же мы говорим здесь об одинаковом тарифообразовании для всех аэропортов без всякой разницы», - поинтересовался Джордан Карамалаков.

На все вопросы в свой адрес представитель Казаэронавигации твердо отвечал, что «есть закон, букве которого мы следуем».

«Мы выходим с заявкой на тарифообразование только по одной услуге – полетам внутри Казахстана. Международных авиаперевозок это не касается. В структуре РГП доходность от международных и внутренних перелетов разделена и не соприкасается», - заявил он.

Модератор общественных слушаний – заместитель председателя КРЕМиЗК Алия Джумабаева, подводя промежуточный итог дискуссии, заметила, что в законе есть требование к субъектам естественных монополий о том, что они обязаны вести раздельный учет. Существуют правила раздельного учета. Они утверждены приказом еще в тот период, когда были внесены соответствующие изменения в закон. Есть методика ведения раздельного учета, которая была давным-давно согласована в уполномоченном органе.



«Согласно этой методике Казаэронавигация обязана распределять траты, которые в целом несет компания на регулируемые виды деятельности, те, которые вкладываются в услуги естественных монополий и остальные. Вот у авиаперевозчиков возникают вопросы, что это, дескать, что-то незаконное, неправильное. Я вам говорю, что у нас есть требование закона и требование подзаконных актов», - подытожила Алия Джумабаева.



При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤