Куда уходят экологические штрафы?
Специалисты предлагают пересмотреть правила их примененияЭкологические штрафы, которые выплачивают промышленные предприятия в регионах, должны направляться на восстановление окружающей среды в местах их взимания, считают в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), об этом центру деловой информции Kapital.kz сообщили в пресс-службе ассоциации.
«Ни в одной стране мира нет таких экологических штрафов, какие взыскиваются в Казахстане. Но куда направляются миллионные суммы, уплаченные компаниями, не знают ни недропользователь, ни местное население. Как правило, они идут не на решение экологических проблем того региона, где их взимают, а на содержание государственного бюджета», - отмечает директор департамента по экологии и промышленной безопасности АГМП Талгат Темирханов.
Как известно, сейчас в Парламенте Казахстана рассматривается пакет поправок в Экологический кодекс. Законопроект не предполагает кардинальных изменений в целевом использовании средств, полученных от экологических штрафов, методики их расчета и правилах их применения по отношению к промышленным предприятиям.
«Мы просили в Бюджетном кодексе закрепить норму, позволяющую аккумулировать «штрафные деньги» и использовать их только на охрану окружающей среды, но министерство национальной экономики нас не поддержало. Государству пора задуматься над тем, как от штрафов перейти к поощрениям. Если действовать разумно, ГМК сможет снизить объемы выбросов, а рациональная система государственного управления охраной окружающей среды, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность страны», - убежден Талгат Темирханов.
По мнению эксперта, сложившаяся схема создает мотивацию для властей регионов сохранять грязные производства. При этом нынешнее законодательство Казахстана позволяет трижды штрафовать предприятие за экологическое нарушение - по статьям 243 Кодекса об административных правонарушениях, 495 Налогового кодекса и в соответствие с Правилами экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды.
По данным АГМП, менее трети суммы ежегодных платежей за разрешенные эмиссии в окружающую среду и штрафов за загрязнение, то есть менее 1% от общего ВВП, используется на природоохранные нужды. Во многих областях, к примеру, в Павлодарской области за 2013 год было выделено 6,3%, в Карагандинской - 8,8% от средств, полученных за счет экологических штрафов промышленных предприятий. В то время как для реального сохранения и восстановления окружающей среды необходимо тратить более 5% средств от ВВП, полагают в АГМП.