Южнокорейский нефтяной проект в РК приказал долго жить?
По мнению Санчела Кима, стороны должны перейти от политических заявлений к реальному экономическому сотрудничествуКрупные компании из Республики Корея должны были участвовать в нефтяном проекте «Жамбыл» на севере Каспийского моря, но недавно они заявили о том, что проект неудачен. Это был один из немногих проектов между Южной Кореей и Казахстаном, и странам предстоит во многом с нуля выстраивать всю цепочку сотрудничества в различных секторах экономики. Лучше всего обеим странам создать Совет по двустороннему партнерству, который бы на уровне приоритетов рекомендовал конкретные проекты для инвестиций. Такое мнение высказал Санчел Ким, научный сотрудник Сеульского Института по изучению Центральной Азии и специалист по Казахстану, который накануне выступал со своей презентацией в Астане.
Между тем проект разработки нефтяного месторождения «Жамбыл» на севере Каспия преподносился как весьма перспективный. Южнокорейский консорциум вложился в проект, так как перспективные ресурсы нефти «Жамбыла» составляли 1,036 млрд тонн нефти. Занимались данным участком сразу несколько известных южнокорейских компаний, входящих в консорциум: KNOC (Корейская государственная национальная нефтегазовая корпорация), владеющая долей в консорциуме на уровне 35%, SK Corporation - 25% доли и LG International с 20% долевого участия, а также Samsung Corp. и Daesung Industrial Co. Ltd., которые распределили влияние по 10%. Мало того, компания DAEWOO Shipbuilding & Marine Engineering Co.LTD заказала строительство полупогружной буровой установки Caspian Explorer, которую для нее сконструировало совместное предприятие «Ланкастер Групп Казахстан» и итальянской ENI Group Company.
Однако проект пока так и не пошел. Как заметил профессор Санчел Ким, в 2008 году крупные корейские компании должны были участвовать в проекте «Жамбыл», и недавно они заявили о том, что проект неудачен. «Однако правительство не поддерживает их точку зрения, продолжая настаивать на том, что это хорошая затея», – добавил он.
По словам профессора, это один из немногих примеров сотрудничества между центральноазиатскими государствами и Республикой Кореей. Поэтому вопрос двусторонних отношений, в частности между Казахстаном и Южной Кореей, сейчас лежит больше не в экономической, а в политической плоскости. То есть в настоящее время стороны «нащупывают» подход друг к другу на уровне политических контактов, тогда как глубоких и тесных экономических взаимоотношений, которые бы очень хотелось видеть, пока, к сожалению, нет.
«Несмотря на то что корейское правительство исповедует системный перфекционизм, считая, что корейская модель обустройства всего и вся – лучшая в мире, пока в своих контактах с Казахстаном мы не сильно продвинулись вперед. Вопрос стоит больше о политических поверхностных контактах, нежели о конкретном сотрудничестве. Однако для того чтобы улучшить кооперацию между нашими государствами, на мой взгляд, необходимо создать Совет по вопросам двустороннего сотрудничества, который мог бы рекомендовать конкретные проекты с точки зрения их привлекательности для южнокорейских и казахстанских инвесторов. Он нужен, для того чтобы политические заявления между нашими странами перешли наконец в конкретную плоскость. Для того чтобы наконец был виден конкретный результат сотрудничества», – заявил Санчел Ким.
Несмотря на то что внешняя политика Южной Кореи ориентирована на то, чтобы сохранять и развивать отношения с великими державами, со своими соседями, уже постепенно просыпается интерес к Центральной Азии и ее безоговорочному лидеру - Республике Казахстан. Конечно, ему бы хотелось видеть больше людей в Южной Корее, которые бы живо интересовались Евразийским пространством и становились специалистами по ЦА, однако и нынешние предпосылки в академической среде его страны позволяют г-ну Киму с оптимизмом смотреть в будущее.
«Да, в Южной Корее среди обычного населения еще живы стереотипы о том, что Евразийское пространство - это некая вариация Советского Союза. А некоторые, доходит до смешного, путают Узбекистан с Украиной, потому что обе эти страны начинаются на одну и ту же букву. Однако мне бы хотелось отметить, что в нашем Институте по изучению стран Центральной Азии, который был образован в 2007 году для исследования Казахстана и стран ЦА, хорошо востребованы и изучаются наряду с русским языком казахский и узбекский языки. У нас также есть желающие обучиться кыргызскому языку, и мы предоставляем им эту возможность, но все же более популярными остаются казахский и узбекский», – рассказал Санчел Ким.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.