Топливо с угольком
Перспективно ли производство в РК автомобильного топлива из угля?В Казахстане появится предприятие по переработке угля; предполагается, что выпускать оно будет в том числе бензин и дизельное топливо. В его строительстве примет участие китайская корпорация «Цинхуа» (China Kingho Energy Group). По просьбе делового еженедельника «Капитал.kz» эксперты оценили потенциал этого проекта и возможности Казахстана в углехимии.
Трехлетние переговоры совместной рабочей группы Министерства по инвестициям и развитию РК, Министерства энергетики РК, акимата Карагандинской области, нацкомпании «КазМунайГаз» и KAZNEXINVEST с китайскими инвесторами завершились в июле этого года. «Наряду с китайским инвестором – энергетической корпорацией «Цинхуа» – участниками проекта являются «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», а также отечественные угледобывающие компании», – сообщала тогда пресс-служба МИР РК. Параметры будущего проекта, согласно концепции, таковы: ежегодная переработка до 2,5 млн тонн угля с выпуском до 500 тыс. тонн синтетического жидкого топлива. Строительство намечено на 2017-2020 годы.
Дешевая нефть помогла углю
Углехимия – направление не новое в мировом масштабе. «Технологии получения синтетической нефти и нефтепродуктов из угля были разработаны в I половине XX века. Распространение получили лишь в отдельных странах. Более активно развиваются только в настоящее время», – рассказывает Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС».
В Казахстане есть хорошие традиции в этом вопросе – научные заделы, результаты работы еще советских ученых, продолжает аналитик. Но вопрос в том, что из-за высокой цены на нефть в последние годы, большого спроса на традиционные ресурсы и имеющихся возможностей Казахстан мог не отвлекаться на добычу нетрадиционных углеводородных ресурсов. «Это не позволяло пробиваться вот таким альтернативным подходам в энергетической сфере», – говорит спикер. По его мнению, снижение цен на нефть в определенной степени стало фактором, который позволяет комплексно смотреть на развитие экономики Казахстана – чтобы максимально снизить зависимость от традиционных видов добычи.
Запасы есть. Выбрать нужное
Если рассматривать перспективность этого проекта с точки зрения сырьевой базы, то нужно отметить, что Казахстан входит в десятку стран с крупнейшими доказанными запасами угля: 34 млрд тонн, 47 угольных месторождений. Добыча составляет около 114 млн тонн в год. Республика обеспечена углем более чем на 250 лет. При этом, отмечает Акбар Тукаев, около 60% балансовых запасов практически не вовлечены в эксплуатацию. «Реализация углехимического проекта позволит открыть принципиально новое производство в стране», – считает он.
Однако в этом вопросе нужно учитывать то, что не каждый уголь подойдет для подобного производства, продолжает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Он объясняет: процесс переработки заключается в том, что углеводородные фракции получают из угля с помощью высокого давления, большой температуры и в отсутствии воздуха. «От энергетического угля в таком производства будет мало толку, нужны коксующиеся угли. Поэтому, например, экибастузское сырье не подходит, поскольку это энергетический уголь», – комментирует эксперт.
Кто кому составит конкуренцию
Дефицит ГСМ в Казахстане – явление нередкое. Решить эту проблему планируется с помощью модернизации существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительства четвертого. В связи с этим возникает два вопроса: будет ли топливная продукция нового предприятия востребована на казахстанском рынке и будет ли она конкурентоспособна.
«Все зависит от масштабов производства и от того, где расположится завод», – говорит Олег Егоров. Если предприятие окажется вблизи месторождения – одно дело, если же придется возить исходное сырье за сотни километров, то к стоимости, естественно, добавятся транспортные расходы. Но в любом случае поначалу продукция будет дороже той, что выпускается из нефти. Аналитик поясняет: «преобразование» угля в бензин или дизельное топливо – процесс капиталоемкий. Это во-первых. Во-вторых, извлечение топливных фракций из угля будет не таким большим, как из нефти. В-третьих, будут необходимы дополнительные процессы для облагораживания полученной продукции, то есть получить, скажем, бензин АИ-92, АИ-95 в том виде, в каком мы привыкли, без дополнительного «колдовства» не получится. «Я думаю, конкуренции нефтеперерабатывающим заводам это производство не составит», – заключает собеседник. По его предположению, этот проект может быть экспериментальным: раз рассматривают серию проектов, «решили взяться и за такое дело».
Китай известен технологиями
Говоря о конкурентоспособности будущего производства, Акбар Тукаев отмечает, что раньше – когда технологии только появились – такая продукция имела себестоимость, которая в десятки раз превосходила себестоимость традиционного, нефтяного, топлива. Но технология с тех пор достаточно успешно развивалась, в мире накоплен опыт. У Китая в том числе. В частности, «Цинхуа» – крупнейшее частное предприятие этой страны по добыче, обогащению, коксованию угля и углехимии. «То есть в Казахстан корпорация придет не экспериментировать, а применять свои наработки в углехимическом направлении», – считает аналитик.
Нужно учитывать и то, что Поднебесная в плане обеспечения эффективности своего производства является одним из примеров для мирового сообщества. В китайской экономике используются достаточно эффективные и низкозатратные подходы. «И если аналогичные подходы будут применяться в проекте в Казахстане, то велика вероятность того, что производимое из угля синтетическое топливо будет пользоваться хорошим спросом и сможет на равных конкурировать с традиционными видами ГСМ», – считает Акбар Тукаев.
В то же время, продолжает Олег Егоров, отвечая на вопрос о необходимости создания в Казахстане такого производства, возможно, подтекст здесь такой же, как и в случае строительства малогабаритных нефтеперерабатывающих установок: всем известно, что качественных продуктов не получить, но все равно строят – для обеспечения нужд небольших регионов.
Эксперт не исключает и того, что китайские партнеры планируют строить завод для удовлетворения собственных нужд (пока условия контракта неизвестны). Предположение основывается на таком примере: когда компания из КНР завоевала право модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода с тем, чтобы выделять там ароматические вещества, она сказала, что ароматику может забирать себе на последующую переработку.
Перспективы – в газе, не в угле
По мнению Олега Егорова, гораздо более перспективное направление – газохимия, и «лучше бы занялись им вместо углехимии». Преимущество, во-первых, в том, что в мире уже отработаны технологии переработки газа. Во-вторых, из этого сырья можно произвести гораздо больше продуктов, чем из угля. Более того, каждый продукт, полученный на первом этапе газопереработки, а их может быть десяток, – чистый. В случае с углем продукты приходится очищать от десятков соединений, которые содержатся в исходном материале. Из каждого продукта первичной переработки газа можно произвести в последующем 10-20 наименований – сотни продуктов, которые используются практически в любой отрасли хозяйства. В этом эксперт видит экспортный потенциал.
Однако это направление – газопереработка – в Казахстане не развивается. Олег Егоров вспоминает, что в Карабатане хотели строить газоперерабатывающий завод. «Это нормальный проект был бы», – комментирует эксперт. Но идея с 2005 года так и не «сдвинулась с места».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.