Комитет госдоходов разъяснил повышение налога на добычу подземных вод

По их данным, некоторые предприятия используют схемы уклонения от налогов

Комитет государственных доходов Министерства финансов РК выступил с разъяснением вопросов налогообложения недропользователей, добывающих подземные воды. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. 

С конца 2014 года по настоящее время проводится камеральный контроль правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод за период с 2009 года по настоящее время. В ходе проверок выяснилось, что компании, которые добывают и реализуют подземные воды, исчисляют налоги, исходя не из цены фактической продажи воды, а исходя из себестоимости ее подъема на поверхность. Это является нарушением норм налогового законодательства, говорится в сообщении Комитета госдоходов.

Более того, некоторые компании взяли на вооружение схему ухода от налогов. Понимая, что уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод необходимо, исходя из средней цены их реализации, некоторые компании после вступления в силу Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» создали отдельные предприятия по добыче подземных вод и предприятия по их дальнейшей водоподготовке и расфасовке.

«Таким образом, выстроена схема, при которой предприятие, осуществляющее добычу подземных вод, реализует ее предприятию, имеющему цех розлива воды по себестоимости либо с небольшой наценкой. Подобные схемы уклонения от уплаты налогов, применяемые отдельными крупными недропользователями, осуществляющими добычу подземных вод, исходя из норм существующего законодательства, являются законными, хотя и не приветствуются налоговыми органами», – говорится в сообщении. 

Те же предприятия, которые не оптимизировали свое налогообложение и продолжили добычу и дальнейший розлив воды в рамках одного предприятия, выбрали для себя не соответствующий налоговому законодательству метод определения налоговой базы на основе себестоимости добычи воды, а не на основе средней цены реализации, как предписывает закон.

Таким образом, предприятия занижают налоговую базу для исчисления налога на добычу полезных ископаемых.

В настоящее время производители минеральных вод уплачивают налог на добычу полезных ископаемых в размере 2-3 тиынов с 1 литра добытой воды. То есть фактически государство продает недропользователям воду по 3 тиына за литр. При этом продажная, даже оптовая цена не бывает ниже 30 тенге за литр. До конечного потребителя цена становится еще выше с учетом интересов многочисленных посредников.

Органами налоговой службы недропользователям, осуществляющим добычу подземных вод, вменяется к уплате сумма в размере 10% от средней цены реализации, то есть около 3 тенге за 1 литр. 

«Как можно видеть, данная сумма не является астрономической, если уплачивать ее вовремя. Тем более сумма в 3 тенге на 1 литр никак не может повысить себестоимость продукции на 80%, как уверяют нас представители отдельных компаний», – подчеркивают в Комитете госдоходов.

При этом основным доводом, на основании которого они отказываются применять действующую законную методику расчета налога на добычу полезных ископаемых, является уверенность в том, что если добытую подземную воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то данная вода перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт – бутилированную питьевую воду. 

«То есть производители бутилированной воды пытаются уверить в том, что вода в бутылку попадает не из недр, а возникает каким-то другим образом в цехах розлива воды», – отмечается в сообщении ведомства. 

Также разъяснена суть налога на добычу полезных ископаемых: получая временное право на добычу подземной воды или любого другого полезного ископаемого, недропользователь не становится собственником выделенного ему месторождения и полезных ископаемых, находящихся в нем. 

«Недропользователь получает только право поднять на поверхность, находящиеся в недрах полезные ископаемые в течение определенного контрактом либо разрешением срока. Сами недра и полезные ископаемые в них принадлежат народу и государству. Налог на добычу полезных ископаемых является своеобразной ценой продажи государством от лица народа Казахстана добытых полезных ископаемых недропользователю», – говорят в Комитете госдоходов. 

Ранее свою позицию по этому вопросу высказали представители Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Казахстана. По их словам, из-за пересчета НДПИ в большую сторону часть производителей напитков будет вынуждена уйти с рынка.

«Отрасль безалкогольных напитков встала перед реальной угрозой остановки большей части предприятий. Причиной является увеличение налоговыми органами ставки НДПИ на подземную воду. В частности, предлагается установить ставку НДПИ в размере 1 МРП за 1 тонну добытой воды для промышленных пользователей воды.  Что касается производителей этой отрасли, налог на добычу подземных вод может вырасти в 500 раз. То есть если сейчас компания оплачивает НДПИ в размере 2 млн тенге, то после пересчета сумма будет составлять 1 млрд тенге, что на 70% увеличивает нагрузку на бизнес», – заявила  Алия Мамытбаева, директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤