Союз фермеров против ускорения земельной реформы
При этом СФК поддерживает саму идею приватизации земельПриватизация сельскохозяйственных земель должна проводиться публично, и только после всестороннего обсуждения с рядовыми сельчанами и фермерами, считают в Союзе фермеров Казахстана. Об этом центру деловой информации Kapital.kz заявили в Союзе фермеров Казахстана (СФК).
В общественном объединении обеспокоены тем, что госорганы настроены решительно в продвижении земельной реформы. Представители СФК считают, что проект реформы должен быть всесторонне изучен, реформе должны предшествовать серьезные аналитические исследования, в которых были бы учтены всех механизмы приватизации, а также казахстанские реалии сельскохозяйственной отрасли и села.
В концепции законопроекта с изменениями и дополнениями в Земельный кодекс говорится, что законопроект «разработан в соответствии с поручением президента», данным на расширенном заседании правительства 5 мая 2015 года. «Пока в развитых странах этот вопрос (приватизации земель - СФК) не решили, рыночная экономика в целом, не пошла. И такая приватизация должна происходить абсолютно прозрачно, чтобы собственниками стали только те, кто действительно может работать на земле», – сообщил президент на том заседании.
Для рядовых граждан инициативы государства должны быть понятными и прозрачными, и только в этом случае земля достанется тем, кто «действительно может работать на земле».
Союз фермеров поддерживает саму идею приватизации земель. Институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения – очень важный инструмент экономики, однако СФК призывает государство не форсировать события, так как практика показывает, что в Казахстане даже самые благие намерения со стороны государства зачастую превращаются в «девять кругов ада» для рядовых жителей сел и аграриев. Всё потому, что законы принимаются без учета существующих реалий в сельском хозяйстве из-за искаженных данных статистики, а также отсутствия профессиональных прогнозов, аналитики относительно результатов реформ, отсутствия публичных дискуссий, обсуждения законотворческих инициатив. Кроме того, важным фактором, влияющим на результаты реформ, является степень коррупции.
«Взять пример соседней России, где нормы о льготной продаже земли под приватизированными ранее объектами госсобственности были введены полгода назад. Группа российских ученых проанализировав ход приватизации пришла к выводу, что земельная реформа не привела к желаемым результатам из-за коррупции и того, что в России права собственности защищены плохо. Понятно, что в Казахстане речь идет немного о другой земле, но извините, это не суть важно. Важно то, насколько отличается ситуация с коррупцией чиновников у нас от положения дел в России? Я думаю этот вопрос можно назвать риторическим», – говорит глава РОО «Союз фермеров Казахстана» Ауезхан Даринов.
Развернутые результаты изысканий ученых, на которые ссылается глава Союза фермеров Казахстана, ещё не были опубликованы в печати, однако выводы ученых содержаться в докладе «Издержки и выгоды частной собственности: влияние установления прав собственности на землю на деятельность фирм», в котором авторы проанализировали последствия вступления в действие закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
«Однако приватизация не пошла. Прежде всего, из-за плохого состояния общей институциональной среды: процветающей коррупции, проблем с защитой прав собственности, чиновничьего беспредела. […] Сама по себе приватизация положительно влияет на уровень прибыли, но, если в регионе наблюдается высокий уровень коррупции – прибыль снижается», - констатирует один из авторов исследований Егор Малков, слова которого приводит экспертный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В Союзе фермеров Казахстана убеждены, что без всестороннего изучения вопроса, без обсуждения механизмов приватизации с сельским населением, учеными, экономистами и общественными деятелями нельзя проводить столь масштабные изменения в стране.
Ауезхан Даринов отметил, что госорганы обязаны предоставить общественности четкий план действий проведения реформы, а также четкие критерии оценки её эффективности. И фермеры, и государство должно себе представлять, откуда, на каких условиях будет привлечено финансирование, сколько будет стоить земля, коррелируется ли данная реформа с реализуемыми или запланированными к реализации госпрограммами и т.д.
«При этом торги должны проходить публично, в электронном формате, чтобы исключить пресловутый человеческий фактор: «Баке», «Саке», «Маке» и другие «…ке». Все мы понимаем, что в ходе земельной реформы местные исполнительные органы получат дополнительный рычаг давления на фермеров, что на руку нечистоплотным чиновникам. На правоохранительные органы особых надежд нет, потому что в лучшем случае они «закрывают глаза» на произвол, а в худшем – принимают в нём участие. Причем, как показывает практика, обращения фермеров наверх результата не дают – жалобы спускаются на рассмотрение тех, на кого фермеры и жалуются. Это всё не гипотетические «страшилки», а реалии нашей жизни. Всё это должно быть учтено», – считает Ауезхан Даринов.
По его словам, механизмы реформирования не должны содержать двусмысленных положений и «вилок» дающих возможность нечистым на руку чиновникам трактовать и использовать земельную реформу в собственных интересах. Каждый желающий должен иметь возможность ознакомиться с механизмами и ходом реформы, включая возможность ознакомления с электронной версией кадастра, списками покупателей земли, стоимостью в разных районах и другой информацией. При этом ссылка на коммерческую тайну, как считают в СФК, несостоятельна, потому что земля – государственная, то есть речь не идет о сделке двух коммерческих субъектов.
Как подчеркивают в Союзе фермеров, подготовка к проведению реформы, сама реформа и её итоги должны получить максимальное освещение в СМИ. Государственные органы ответственные за проведение приватизации обязаны оперативно, максимально развернуто информировать общественность о ходе и результатах работы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.