Госзакупки станут прозрачнее и эффективнее
В Астане презентован новый законопроектМинфин разработал революционный законопроект «О государственных закупках», который теперь должен в разы снизить коррупционную составляющую при их проведении. Министерство руководствовалось принципами Евросоюза, а также ВТО и ЕАЭС при составлении нового проекта закона. Проект документа получил одобрительные заключения от экспертов Всемирного банка и ЕБРР. Об этом, презентуя законопроект в Астане, заявил вице-министр финансов Руслан Бекетаев.
Взаимный контроль
Помимо того, что все договоры в сфере госзакупок теперь будут заключаться в электронном виде, что позволит отслеживать их через единую базу данных и облегчит процесс формирования бюджета, благодаря новшеству снимется вопрос подгонки технической спецификации под определенного поставщика. По подсчетам Руслана Бекетаева, только за истекший период 2015 года по результатам контрольных мероприятий было выявлено 95 фактов, когда техническая спецификация содержала необоснованные завышенные требования к поставщикам. В итоге 40 процедур госзакупок были отменены, 9 заключённых договоров расторгнуты, а 84 лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
«Наиболее остро стоит вопрос необоснованного отклонения конкурсных заявок по формальным причинам. Хотя законом от 14 января 2014 года был внедрен механизм предварительного рассмотрения заявок, который дает право потенциальным поставщикам в течение трех дней исправить какие-либо незначительные замечания. И привести всю конкурсную документацию в соответствие технической спецификации. Это уже дало отличные результаты. Так, в 2013 году от общего количество участников, непосредственно к госзакупкам было допущено 52%. Тогда как в прошлом 2014 году эта доля составила уже 72%. Однако в этой отрасли все равно остается большое количество нарушений. Например, уже в текущем 2015 году было выявлено 58 необоснованных отклонений заявок, все эти 58 процедур закупок были отменены, а 166 должностных лица привлечены к ответственности. Для недопущения подобных фактов законопроектом предусматривается императивная норма, запрещающая отклонять конкурсные заявки по основаниям, не предусмотренным в протоколе предварительного допуска», – заявил Руслан Бекетаев.
Более того, участники конкурса смогут просматривать конкурсные документы друг друга и, соответственно, взаимно оценивать причины отклонения или выбора того или иного потенциального поставщика. Также на заказчика (то есть, госорган или нацкомпанию – авт.) возлагается обязанность указывать в протоколе итогов подробное описание причин, почему была отклонена та или иная заявка, почему был принят тот или иной поставщик к подписанию очередного договора. Если заказчики не будут выполнять эти требования, Минфин будет привлекать их к административной ответственности.
Госзакупки приостановят на время споров
По признанию представителя Минфина, одной из главных причин снижения конкуренции при государственных закупках являются закупки из единого источника. В новом законопроекте Министерство финансов сокращает на 11 эпизодов количество процедур госзакупок, когда заказчик может закупить ту или иную продукцию из единого источника.
К тому же, ведомство ужесточит требования к таким закупкам. Теперь в обязанности заказчика вменят размещение на веб-портале отчетности с подробным указанием оснований выбора поставщика, если он был выбран из одного источника. Помимо этого, в отчетности заказчика, которую он разместит у себя на сайте необходимо, будет обосновать цену процедуры госзакупа из одного источника.
«На этапе подведения итогов и заключения договора, также имеются проблемные зоны. Это отсутствие эффективного механизма оспаривания итогов закупок. На сегодняшний день этот механизм работает крайне слабо. Присутствует несвоевременное заключение договора с заказчиком, а также уклонение потенциальных поставщиков от заключения договора. В этой связи законопроектом предполагается: во-первых, установить срок для обжалования итогов закупок, на период которого все закупки или заключение договоров по ним будут приостановлены до принятия соответствующего решения», – обозначил новшества вице-министр финансов Руслан Бекетаев
Во-вторых, по его словам, благодаря электронному формату заключения договоров представится возможным четко фиксировать время заключения договора. В-третьих, будет определен механизм незамедлительного включения в реестр недобросовестных поставщиков потенциальных участников конкурсных процедур, которые намерено уклонились от заключения договора.
В свою очередь, представитель Минфина привел конкретные примеры по индивидуальным предпринимателям, которые многократно срывали госзакупки: один предприниматель сорвал их 243 раза (!), другой – 93 раза (!). В отношении этих предпринимателей были вынесены решения судов, которые признали их недобросовестными поставщиками. При этом ни на одно судебное заседания «недобросовестные поставщики» так и не явились. По признанию чиновника из Минфина, в госзакупках участвует очень много людей, которые выигрывают их, но злостно не заключают договор. Такая неблагонадежность приводит к затягиванию самих процедур госзакупок, не исполнению бюджета и блокирует решение остальных задач в сфере госзакупа. Симптоматично, что порядка 80% реестра недобросовестных поставщиков представляют, как раз-таки люди и компании, уклонившиеся от заключения договора.
Между тем, существуют и нарекания со стороны бизнеса, уже на этапе исполнения договора и его оплаты. В части необоснованного отказа от приема работы и услуг, а также своевременной оплаты со стороны заказчика. В этой связи Минфин заложил в законопроект четкие сроки – 30 дней, которые предусмотрены для полной оплаты государственным учреждением за оказанные услуги и выполненную работу поставщику.
Кроме того, вводится обязательное применение электронных счетов-фактур, электронных накладных на поставку товара, а также электронных актов выполненных работ и оказания услуг. Эти меры по замыслу авторов из Минфина позволят практически в режиме онлайн отслеживать исполнение и реализацию того или иного договора. Таким образом, госзакуп обеспечат полной автоматизацией от планирования до этапа завершения мероприятий по договору.
«Автоматизация всех процессов, связанных с госзакупками позволит нам осуществлять камеральный контроль. Это контроль без выхода на сам объект, то есть, то или иное госучреждение. Контроль будет осуществляться дистанционно, станут анализироваться информационные базы данных, которые на сегодняшний день имеются в государстве», – пояснил Руслан Бекетаев.
На основании этого будет сделаны выводы для своевременного реагирования.
«Это очень важный аспект, потому что зачастую получается так, что закупки прошли, потом на следующий год Комитет по финансовому мониторингу Минфина выходит на контроль объекта, мы устанавливаем все факты, а уже поздно. Все что нужно, все уже произошло. Так вот данный механизм камерального контроля, который будет происходить на ежедневной основе, даст нам возможность своевременно реагировать на нарушения, которые мы начнем фиксировать в сфере госзакупок», - добавил он.
К примеру, уже в текущем 2015 году Комитет финансового мониторинга, используя те информационные ресурсы, которые есть в распоряжении Минфина, выявил финансовых нарушений и нарушений законодательства о госзакупках более чем на 1 млрд. тенге. И по этим нарушениям были приняты соответствующие меры.
Немаловажно и то, что Минфин ввел такое понятие как персональная ответственность ревизора, который если эта норма пройдет в Мажилисе и Сенате установит пожизненную ответственность ревизора за проведенные контрольные мероприятия в сфере госзакупок. Мало того, будет повышена роль и статус служб внутреннего контроля, которые в обязательном порядке должны быть созданы непосредственно в каждом госучреждении. Им теперь будет отведена особая роль. Так, на любом этапе проведения процедур госзакупок служба внутреннего контроля окажется непосредственно вовлечена в процесс госзакупа. В службе должны быть сосредоточены специалисты финмониторинга, им и надлежит давать оценку каждому из действий госучреждения совместно с Комитетом финансового мониторинга Министерства финансов.
Еще одним важным аспектом работы Минфина было внедрение со второго полугодия 2014 года института единого организатора госзакупок на республиканском и местном уровнях. Главная цель – унификация процедур, повышения эффективности госзакупок, связанных с реализацией крупных инвестиционных проектов, а также приобретением однородных товаров. При этом, особенностью проведения госзакупок единым организатором является определение первых руководителей заказчиков председателями конкурсных комиссий. Это повышает их ответственность и обеспечивает принцип взаимного контроля.
По мнению разработчиков, такой подход (когда первое лицо госоргана совмещает свои функции с обязанностями председателя конкурсной комиссии по госзакупкам) уже показал свою эффективность. Так, экономия от проведения процедур госзакупок увеличилась от 2% до 5%. В среднем с 2 до 6 увеличилось число допущенных участников конкурса. Уменьшилось количество дней, отведенных для самой процедуры проведения конкурса – с 18 до 14 дней. К тому же, 95% из всех закупок, проведенных единым организатором было проведено на конкурсной основе без применения метода «из одного источника».
«В рамках нового законопроекта, мы хотим внедрить меры предварительного квалификационного отбора. Зачастую мы видим, что участники конкурсов представляют одну и ту же документацию из конкурса в конкурс. У нас сейчас есть определенный пул предприятий, которые уже давно себя зарекомендовали как ответственные и достаточно серьезные партнеры. И мы на первом этапе будем формировать такой перечень из квалифицированных поставщиков, которым не нужно будет на постоянной основе предоставлять документы. Притом, что в самом законопроекте мы предлагаем упростить саму процедуру проведения конкурсов и аукциона. К примеру, заявка на участие в конкурсе будет предоставляться вместе с ценовым предложением. Это позволит сократить этапы проведения конкурса, а также возможные злоупотребления со стороны заказчика. Порядок проведения конкурса сократиться с трех до двух этапов: допуск к аукциону и проведение самого аукциона», – поделился дополнительными нововведениями вице-министр финансов.
К тому же, для максимальной оптимизации времени проведения госзакупок в новом законопроекте предусмотрена возможность – заранее объявлять о процедурах госзакупок, не дожидаясь утверждения бюджета, лишь на основании положительного заключения Республиканской бюджетной комиссии или соответствующей комиссии на областном уровне.
Для привлечения инвестиций и стимулирования их вложения в развитие технологичной продукцию законопроектом Минфина предусматривается заключение долгосрочных договоров – свыше трех лет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.