Нефтяная команда ЕАЭС
Сможет ли РК экспортировать в Кыргызстан нефть?После того как Кыргызстан станет полноправным членом Евразийского экономического союза, он будет рассматривать вопрос целесообразности импорта из Казахстана и России – либо сырой нефти для переработки ее на собственных заводах, либо готовых нефтепродуктов.
«Перед нефтегазовым комплексом страны остро стоит вопрос о возможности сокращения импорта нефтепродуктов и уменьшения зависимости республики от внешних поставок. Для полного удовлетворения всей потребности в нефтепродуктах запасы есть, поэтому правительству необходимо в ближайшее время уделить внимание добыче нефти и газа на собственных месторождениях для переработки этих ресурсов на имеющихся заводах», – представляет ситуацию в нефтепереработке Кыргызстана Мелис Тургунбаев, член совета директоров «Кыргызнефтегаз». Он говорит, что в стране имеется 5 нефтеперерабатывающих заводов, в том числе один государственный, 3 из них простаивают. Два работающих предприятия были построены с участием китайского капитала. Мощность всех заводов составляет 1,8 тыс. тонн. При этом добывается и перерабатывается в стране всего 80 тыс. тонн в год.
«На сегодняшний день производственные мощности предприятий простаивают, так как не решены вопросы с поставкой сырья из России, связанные с экспортной пошлиной. Ситуация такова, что из-за высокой себестоимости выпускаемое в Кыргызстане топливо становится неконкурентоспособным по сравнению с импортируемой готовой продукцией», – говорит спикер. И при этом возводится еще один завод – также на китайские инвестиции, и «пока не понятно, откуда будет поставляться сырье для переработки, когда все существующие НПЗ простаивают из-за отсутствия сырья».
Потребность Кыргызстана в нефтепродуктах – бензине и дизтопливе – составляет 1,1 тыс. тонн. И пока страна на 100% зависит в удовлетворении внутренней потребности от поставок из России. «Мы могли бы импортировать из Казахстана, но в Казахстане действует мораторий на экспорт нефтепродуктов», – говорил в июне этого года Мелис Тургунбаев.
Объединить нефтегазовые возможности
«Сегодня, когда говорится о едином экономическом пространстве, что подразумевает и Кыргызстан, конечно, должны быть подвижки в обеспечении НПЗ этой страны», – считает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Здесь нужно учитывать такой момент: заводы, построенные китайцами, проектировали с учетом того, какое сырье пойдет на эти объекты. Получается, задача снабжения в первую очередь должна решаться китайской стороной. Возможно, заключив договор с Казахстаном, китайские компании могут часть нашей нефти перенаправить в Кыргызстан. Но это дело как минимум 2-3 лет. Они вполне могут договориться и с Узбекистаном, хотя там небольшая добыча нефти, но там транспортные связи ближе.
Собеседник говорит: Россия добывает много нефти и газа, Казахстан добывает достаточное количество нефти и газа, у нас перерабатывается в том числе российское сырье, в Беларуси добывают немного, там в основном перерабатывается российская нефть. Добавляется Кыргызстан со своими мощностями НПЗ. «Не исключено, что возникнет идея создания, возможно, агентства (или будет использован другой термин) – когда 4 государства объединят свои нефтегазовые возможности, то есть добычу, переработку, транспортировку, экспорт, в единый клубок. И тогда мы сможем говорить об эффективном комплексном рациональном использовании углеводородных ресурсов. С тем чтобы каждый член такого «агентства» имел свои выгоды», – говорит Олег Егоров.
Он отмечает, что ОПЕК тоже не сразу создавалась, но все же был создан такой орган, который в последующем стал контролировать нефтедобычу, цены на мировых рынках (в свое время это было, сейчас картель «отпустил» цены). О создании аналогичного органа на пространстве ЕАЭС стоит задуматься уже сейчас, уверен эксперт. Такие множественные связи государств, компаний друг с другом улучшают состояние экономики этой отрасли и в конечном счете в целом могут влиять на состояние мировых рынков. В масштабах ЕАЭС такое объединение точно могло бы действовать. И тогда Казахстан, например, мог бы привлекать технологии, в том числе российские. Также можно было бы регулировать баланс сырья и нефтепродуктов на рынке. Не исключено, что в какой-то степени Иран (одна из крупнейших в мире стран по запасам и возможной добыче), который может войти в ШОС, будет помогать ЕАЭС в использовании своих нефтегазовых ресурсов. «В будущем, я думаю, ШОС и ЕАЭС совместно будут решать нефтяную проблему и в регионе, и на мировом рынке», – заключил Олег Егоров.
На внутреннем рынке без перемен
Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере, полагает, что Кыргызстан заинтересован в получении сырой нефти, это продиктовано как раз имеющимися мощностями для ее переработки, которые простаивают без сырья. При этом эксперт не исключает и интереса соседей к готовым нефтепродуктам. Пока в республике производится бензин стандарта Евро-2, в Россию мы его поставлять не можем. Напомним, что на внутреннем рынке РФ, согласно действующему техрегламенту по топливу, с 1 января 2016 года запрещается оборот топлива класса Евро-4 и ниже. Некоторые российские компании направляли в Минэнерго заявки с просьбой отсрочить переход на Евро-5. В начале июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича говорилось о том, что оснований для сохранения оборота топлива Евро-4 нет, и было принято соответствующее решение.
В Кыргызстане подобного ограничения нет, продолжает Сергей Смирнов, поэтому мы могли бы осуществлять экспорт. Вместе с тем предположить объемы возможных поставок сложно, говорит эксперт. Во-первых, рынок соседней страны сам по себе небольшой (Мелис Тургунбаев говорил о населении 6 млн человек и 650 тыс. единиц автомобильного парка, – ред.). А во-вторых, у Казахстана периодически возникают проблемы с объемами присутствующего на рынке топлива – возникает то дефицит, то профицит. «Мы наблюдали картину: когда рубль упал, сразу российские нефтепродукты подешевели, у нас сразу возник профицит, и чтобы заводы не остановились, был введен запрет на ввоз российского бензина, – говорит собеседник. – Трудно говорить о поставках, когда объемы на внутреннем рынке регулируются непрозрачно».
Сергей Смирнов также вспоминает ситуацию, когда составы с российскими нефтепродуктами, предназначавшиеся Кыргызстану, несколько месяцев простаивали на казахстанско-кыргызской границе. Речь идет о том, что в прошлом году с апреля по ноябрь на границе простаивало более 470 вагонов-цистерн, следовавших транзитом через Казахстан. «Пришлось решать проблему на самом высоком уровне», – замечает аналитик. По его мнению, подобного рода проблемы не должны возникать с созданием общего рынка нефти, газа и нефтепродуктов – он должен появиться на пространстве ЕАЭС к 2025 году.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.