Нефть: немного меньше оптимизма
О факторах, которые повлияют на стоимость черного золотаРост мирового спроса на нефть сократится в 2016 году на 200 тыс. баррелей в сутки. Такой прогноз сделало Международное энергетическое агентство (МЭА). Согласно расчетам этой организации, в 2015 году спрос увеличится на 1,4 млн барр./сут. по сравнению с 2014-м и составит 94 млн барр./сут., в 2016 году – возрастет на 1,2 млн барр./сут. относительно 2015 года, до 95,2 млн барр./сут. МЭА полагает, что 2015 год станет пиковым для роста мирового спроса на черное золото, дальше потребление будет только снижаться.
Парадокс цены
Несмотря на то, что предполагается замедление, этот показатель – 1,2 млн барр./сут. – на самом деле является одним из лучших за последние 5 лет, уверен Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС». Он приводит данные: в 2012 году по сравнению с 2011-м спрос вырос примерно на 1 млн барр./сут., в 2013 году относительно 2012-го – на 900 тыс. барр./сут., в 2014-м к 2013-му – на 700 тыс. барр./сут. Если учесть прогноз на 2015 год, то разброс показателя получается от 700 тыс. до 1,4 млн, поэтому 1,2 млн барр./сут. в 2016 году – это не ухудшение ситуации, а лишь взгляд с чуть меньшим оптимизмом. Более того, эксперт предполагает, что буквально через 5 лет потребление достигнет 100 млн барр./сут. – цифры, которая еще в конце первой декады XXI века ожидалась лишь в «очень долгосрочной» перспективе.
Вместе с тем, если посмотреть на данные по предложению, то оказывается, что в 2015 году оно превышал спрос еще больше, чем в 2014 году: практически 2 млн барр./сут. против 1 млн барр./сут. При этом, как отмечает спикер, цена на нефть имеет в целом позитивную динамику: если в январе она опускалась до $46 за баррель, то сейчас колеблется в районе $60 за баррель, а среднегодовая цена составляет примерно $61 за баррель. Такое «несоответствие» – предложение растет и стоимость нефти невзирая на это растет, по мнению эксперта, объясняется меньшим влиянием фундаментальных факторов по сравнению с политико-спекулятивными.
Страны вне ОПЕК на пределе
Еще один прогноз, который делает Международное энергетическое агентство: в странах, не входящих в ОПЕК, роста нефтедобычи не ожидается, причем такая ситуация сложится впервые с 2008 года. Акбар Тукаев считает, что почва подобного «предсказания» имеется: в странах, лидирующих по добыче вне картеля, в определенной степени достигнут предел. Из государств, которые не являются членами организации экспортеров, в первую десятку по добыче черного золота входят США, Россия, Китай, Канада.
По поводу Соединенных Штатов МЭА считает, что в 2016 году рост нефтедобычи замедлится до 300 тыс. барр./сут. против роста добычи на 900 тыс. барр./сут. в 2015 году. В США число буровых установок снизилось на 60% с октября 2014 года. «И при этом американские компании, благодаря своему технологическому багажу, практически по всем крупным месторождениям добились прироста добычи на каждую скважину от 20% до 40%, по одной из скважин – примерно 45%», – рассказывает аналитик. В настоящее время американцы дошли до предела роста, есть подозрение, что и пик добычи уже достигнут.
Китай в принципе обладает достаточно ограниченными собственными ресурсами, поэтому на протяжении многих лет у него ежегодно сохраняется приблизительно одинаковый объем добычи, изменения незначительны. «Ситуация в Китае преподносится как новый пузырь (обвал фондового рынка, – ред.), пока же дела обстоят так, что спрос на нефть растет примерно на 300 тыс. барр./сут. ежегодно, приблизительно такой же прирост ожидается и в 2015 году. То есть даже если возникнет кризисный момент на финансовом рынке Поднебесной, на потребление нефти в этой стране он влияния пока не окажет. А с учетом того, что, скорее всего, финансовые власти Китая все-таки разберутся с проблемой, то этот фактор воздействия на стоимость нефти отпадет сам собой. И Китай сохранит свою позицию «двигателя» нефтяных цен вверх. Хотя ему самому высокие цены на нефть нежелательны», – говорит Акбар Тукаев.
Если говорить о России, то, по словам эксперта, эта страна уже ощутила определенное воздействие западных санкций в плане технологий. США применили меры воздействия к «Газпрому», «Лукойлу», «Транснефти», «Газпром нефти» и «Сургутнефтегазу» – запрет на экспорт товаров, услуг и технологий для этих компаний, для их проектов на глубоководных участках, арктическом шельфе и в сланцевых пластах. Прогноз МЭА: в 2016 году страна сократит добычу нефти на 1% по сравнению с 2015 годом – с 10,98 млн до 10,86 млн барр./сут. «Новые проекты «Лукойла», «Роснефти» и «Газпром нефти» только частично компенсируют снижение на старых месторождениях», – пишет «Интерфакс».
Индекс доллара набирает силу
Если говорить о том, что происходит в Греции с точки зрения влияния этих событий на нефтяные котировки, то, как отмечает Акбар Тукаев, сама по себе эта страна оказывает косвенное воздействие на стоимость нефти на мировом рынке. Другое дело – совокупность двух факторов: определенное влияние экономических проблем Эллады на еврозону плюс запущенная Европейским центральным банком в начале этого года программа количественного смягчения (1,1 трлн евро, срок – до сентября 2016 года). Эти факторы оказывают понижательное давление на евро – основную валюту, по которой определяется индекс доллара США. В корзине для расчета этого показателя ей отводится 57,6%, в то время как иене – 13,6%, фунту стерлингов – 11,9%, канадскому доллару – 9,1%, шведской кроне – 4,2%, швейцарскому франку – 3,6%. Индекс доллара США коррелирует со стоимостью нефти, точнее, находятся в обратной зависимости друг от друга: если индекс растет, нефтяные цены идут по траектории вниз, и наоборот. Поэтому если курс евро снижается, индекс доллара растет – цена на нефть падает. Эту ситуацию, по словам Акбара Тукаева, можно наблюдать сейчас: нефтяные цены, в июне доходившие до $64 за баррель, снизились до $57-58, при этом буквально в последние несколько недель индекс доллара вырос на несколько пунктов (в первые месяцы года он составлял примерно 92-94 пункта, сейчас – превысил отметку 95, в последнюю неделю добирался даже до 97 пунктов). «Если отбросить другие факторы – Иран и пр., и если предположить, что все зависит только от Греции и еврозоны, то, я думаю, ситуация сейчас бы утряслась, и цена на нефть продолжила траекторию роста», – комментирует собеседник.
Есть еще один момент, который, по мнению эксперта, нельзя не учитывать – в I полугодии этого года было как никогда большое количество ремонтно-профилактических работ на крупных НПЗ мира. «Это говорит о том, что во II полугодии можно ожидать существенного роста спроса. Если в первые 6 месяцев этого года спрос был порядка 93 млн барр./сут., то во II полугодии, если иметь в виду только этот период, скорее всего, превысит 94 млн барр. /сут. В таком случае как раз и сбудется прогноз МЭА на 2015 год – 94 млн барр./сут. Все идет к тому, что фундаментальные факторы все-таки будут играть позитивную роль для стоимости нефти», – заключает аналитик.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.