В рамках ВТО Казахстан откажется от льгот
Вступление резко сократит возможность местных производителей работать по контрактам на недропользованиеВ Астане вновь подробно говорили про ВТО. На сей раз министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова разъясняла условия и положения вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию участникам бизнес-сообщества Казахстана, представляющим зерновые, фермерские, птицеводческие, горно-металлургические, строительные, производителей автомобилей и алкоголя союзы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Представителям казахстанского бизнеса было над чем задуматься, ведь, невзирая на определенные переходные периоды в рамках договора Казахстана с ВТО, наша страна обязуется почти полностью отказаться от субсидирования отраслей производства, льгот и преференций отечественным товаропроизводителям, а также существенно ограничить казсодержание во всех сегментах производства.
В частности, было заявлено, что в отношении товаров Казахстан снизит средневзвешенный таможенный тариф до 6,5% с действующих 10,4% в рамках Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как было отмечено, до формирования Таможенного союза и его надстройки в виде ЕАЭС средневзвешенный таможенный тариф в Казахстане составлял 6,2 %.
При этом, для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенных пошлин составит 10,2% против 17% в рамках Единого таможенного тарифа, а для промышленных товаров – 5,6% против 8,7% ЕТТ.
В свою очередь, по 3,5 тыс. товарным позициям, а это автомобили, пищевые продукты, лесоматериалы, ювелирные изделия, провода, кабели, напитки и т.д. у Казахстана будут изъятия из Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, что приведет к тому, что по этим товарам ставки таможенной пошлины окажутся ниже ЕТТ.
Немаловажно, что, как особо подчеркнула министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова, меры поддержки в виде требований местного казахстанского содержания в контрактах на недропользование должны быть устранены к 1 января 2021 года. К тому же должны быть отменены требования местного содержания в госзакупках со стороны квазигосударственного сектора, то есть, целого ряда национальных компаний, если подобные закупки делаются с целью коммерческой перепродажи или использования их для производства товаров с прицелом на коммерческую реализацию.
В то же время, объем поддержки государством сельхозтоваропроизводителей (так называемая «янтарная» или «желтая» корзина договора о вступлении в ВТО) ограничивает наше правительство до уровня 8,5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства страны из расчета в один год.
Хотя данный уровень поддержки сельскохозяйственного бизнеса, пролоббированный казахстанской стороной на переговорах о вступлении в ВТО, с точки зрения экспертов, считается достаточно высоким. По словам министра по делам экономической интеграции, это, действительно, как и норма в 8,5% от общего валового продукта сельского хозяйства, является редкостью для стран-новичков во Всемирной торговой организации.
Для сравнения, в рамках Евразийского экономического союза объем господдержки, которая по мнению секретариата ВТО искажает воздействие на честную торговлю, не должен превышать 10%. То есть, в целом, Казахстан не только ничего не теряет, но и оставляет за собой возможность предоставлять субсидии по программе «Агробизнес-2020» в полном объеме. А это компенсация затрат на дизельное топливо и микрокредитование.
Что касается льгот по налогу на добавленную стоимость, то они должны быть устранены для казахстанских сельхозпроизводителей и переработчиков сельхозпродукции к 1 января 2018 года. Таково требование ВТО, однако, по мнению экспертов, НДС как вид налога, возможно, в скором времени будет отменен, поэтому отпадут и дискуссии на тему предоставления льгот по его уплате аграрному бизнесу.
Таможенные льготы для участников Специальных и Свободных экономических зон (СЭЗ), а равно владельцев свободных складов, зарегистрированных до 1 января 2012 года, истекут в 2017 году. Тогда как тарифные льготы, используемые в действующих соглашениях промышленной сборки, прекратят свое существование к 1 июля 2018 года.
В то же время ВТО открывает свои рынки поставщикам наших товаров и услуг, а также гарантирует широкий выбор для казахстанского потребителя.