Импортные пошлины в ВТО будут ниже, чем в ЕАЭС

РК откроет свой рынок для иностранных банков, страховщиков и операторов связи

В Астане состоялась встреча министра по делам экономической интеграции РКЖанар Айтжановой с представителями СМИ по вопросу о ходе переговоров казахстанской делегации с секретариатом Всемирной торговой организации (ВТО). По словам Жанар Айтжановой, переговоры Казахстана о вступлении в ВТО оказались самими долгими между всемирной торговой организацией и страной-претендентом за всю историю существования этого международного торгового института, начиная с 1995 года. Как заявила глава министерства по делам экономической интеграции, переговорный процесс длился столь долгое время и был очевидно самым сложным в практике ВТО потому что наша республика одновременно являлась членом Таможенного союза и страной-участницей Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Как отметила Жанар Айтжанова, в финальном пакете документов по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию 36 больших разделов, начиная с валютной политики и защите интеллектуальной собственности, вопросами регулирования промышленного и сельскохозяйственного производства, заканчивая политикой в сфере ценообразования и конкуренции. Из этих 36 глав – 14 переданы в компетенцию ЕАЭС. Сложность заключалась в том, что казахстанской стороне параллельно необходимо было согласовывать свои обязательства с Россией и Беларусью в рамках Таможенного и Евразийского экономического союза.

В то же время были проведены многосторонние переговоры по оказанию поддержки сельскому хозяйству, которые прошли с более чем 50-ю представителями стран-членов ВТО. Велись и были успешно завершены переговоры о доступе на казахстанский рынок услуг и отечественный рынок товаров. В первом случае переговоры шли с 30 государствами-членами ВТО. Однако их в одном лице представляли переговорщики от Европейского союза. В свою очередь, о доступе на рынок услуг казахстанская делегация имела дело с 15 странами-участницами ВТО.

«Мы приоритизировали (поставили в приоритет – ред.) переговоры по сельскому хозяйству. Ведь 40% нашего населения проживает на сельских территориях: их занятость и доходы напрямую зависят от благосостояния сельскохозяйственной отрасли. В частности, по вопросу субсидирования сельского хозяйства мы акцентировали наше внимание на тех субсидиях, которые непосредственно влияют на себестоимость сельхозпродукции. К тому же, речь шла и о так называемой «Зеленой корзине», то есть строительстве инфраструктуры села сельских районов. Оказалось, что указанная деятельность в рамках ВТО никоим образом не ограничивается со стороны государства, все лишь зависит от бюджета страны-участницы ВТО», – пояснила Жанар Айтжанова.

При этом, по словам министра по делам экономической интеграции, что касается другой, «желтой корзины», переговоры по ней оказались наиболее сложными. Однако произошло это потому, что как заметила Жанар Айтжанова, Казахстану не нужно было вступление в ВТО ради вступления, а важными оставались условия, на которых это вступление осуществляется.

«Нам удалось отстоять за собой 8,5% от валовой сельхозпродукции общего объема субсидирования сельскохозяйственной отрасли. Подобных результатов добился только Китай, вступивший во Всемирную торговую организацию в далеком 2001 году, если не считать менее развитых стран, у которых макроэкономические показатели и ВВП на душу населения всегда были очень низкими», – прокомментировала руководитель министерства по делам экономической интеграции.

Что касается промышленного сектора производства, то Кабинет министров не станет отказываться от мер поддержки промышленной отрасли. По тем же нишам и предприятиям, которые не соответствуют нормам ВТО, правительство обязуется привести их к указанным нормам уже в процессе деятельности внутри Всемирной торговой организации.

Между тем, по наиболее чувствительным вопросам, таким как финансовая поддержка предприятий, действующих в Специальных и свободных экономических зонах: в режиме свободного склада, кто занят машиностроением в рамках режима промышленной сборки и т. д. казахстанская сторона договорилась о переходном периоде.

«За время действия этого переходного периода, мы сделаем полный анализ тех видов господдержки, которые не соответствуют ВТО, и выработаем альтернативные, легитимные с точки зрения Всемирной торговой организации меры поддержки. Так, мы уже выработали инвестиционные меры поддержки, которые осуществляются согласно Закону «Об инвестициях». Закон предоставляет как иностранным, так и отечественным инвесторам, вкладывающим инвестиции и технологии в приоритетные отрасли экономики, возможность получать преференции и льготы от импортных таможенных пошлин для ввоза комплектующих и сырья. Эти формы господдержки имеют право на существование с точки зрения правил ВТО, потому что они являются горизонтальными. Любой может иметь право получить эти преференции вне зависимости от того, куда и в какой регион он вкладывает. При этом мы готовы расширить условия, существующие благодаря действующему Закону «Об инвестициях», – прокомментировала компромиссный вариант между правительством Казахстана и секретариатом ВТО министр Жанар Айтжанова.

Продолжая тему, министр по делам экономической интеграции отметила, что по сектору услуг Казахстан взял на себя обязательства сделать экономику более либеральной. Сейчас 54% от ВВП приходится на данный сектор экономических взаимоотношений. Это энергетические услуги, строительство, транспорт и торговля. В них уже существует определенная доля экономического либерализма. К тому же, как пояснила министр, за этими секторами был закреплен режим, существующий в нашей законодательной базе для иностранных инвесторов вкладывающих в отечественную экономику.

Особенно либерализация коснулась финансового сектора услуг. Казахстанская делегация оговорила 5-летний переходный период для финансовых организаций с тем, чтобы разрешить открытие прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний на территории Казахстана. Однако, по замечанию Жанар Айтжановой к ним будут предъявлять четкие пруденциальные требования для обеспечения стабильности финансового рынка и его регулирования. То есть, либерализация еще не означает, что наступит дерегулирование. По мнению главы интеграционного ведомства, либерализация финансового рынка страны будет в полной мере отвечать той задаче, которую глава государства поставил в связи с созданием в Астане «Международного финансового центра».

«В телекоммуникационном секторе через два с половиной года после вступления РК в ВТО мы отменяем 495 ограничений для участия иностранного капитала в тех компаниях, которые оказывают междугороднюю и международную фиксированную наземную связь. Кроме АО «Казахтелеком» у нас порядка 10 таких компаний, и мы будем открывать наш рынок для иностранных инвестиций, для тех, кто захочет оказывать эти виды услуг на рынке телекоммуникационных услуг Казахстана», – особо подчеркнула Жанар Айтжанова.

Напоследок, Жанар Айтжанова остановилась на ставках импортных таможенных пошлин, которые будут применяться после вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Причем в ВТО казахстанские пошлины будут ниже, чем в Евразийском экономическом и Таможенном союзе. Это обусловлено тем, что с 30-ю странами переговоры о рынке товаров и с 15-ю государствами договоренности о рынке услуг были завершены и достигнуты еще в 2009 году, то есть до формирования ТС и ЕАЭС.

«Казахстан 4 года будет применять более низкие ставки таможенных пошлин по этим позициям в рамках ВТО, а через 4 года совместно с партнерами по ЕАЭС мы начнем переговоры по гармонизации наших тарифных обязательств», – резюмировала Жанар Айтжанова.

По словам министра, подобный опыт в ВТО имеется. Когда-то, в связи с расширением Евросоюза, когда страны-члены ВТО присоединялись к нему, ЕС проводил компенсационные переговоры с другими странами членами ВТО для того, чтобы привести к единому знаменателю импортные таможенные пошлины стран Европейского союза. Эту же практику теперь начнет применять Казахстан с партнерами по ЕАЭС.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤