Кто будет контролировать транспортный коридор между Евросоюзом и Китаем?

Директор КИСИ заявил, что Казахстану выпадает редкий исторический шанс – не портя ни с кем отношения, твердо выдержать свои национальные интересы

Директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Ерлан Карин полагает, что главная задача отечественной транспортно-транзитной стратегии – превратить Казахстан в мощный транзитный хаб и соединить все крупные континентальные магистрали и коридоры, проходящие через наш регион. Презентуя в Астане доклад КИСИ «Реализация транспортно-транзитного стратегии РК в рамках 5 институциональных реформ», Ерлан Карин заявил, что к 2020 году Казахстан должен быть готов выиграть конкурентную борьбу за право контролировать значительные грузопотоки товарооборота между Европейским Союзом и Китаем.

По словам Ерлана Карина, ожидается, что объем товарооборота между ЕС и КНР достигнет от 800 млрд долларов до 1 трлн долларов к 2020 году.

«Наша задача состоит в том, чтобы сделать так, чтобы значительный грузопоток проходил через нашу территорию. По разным оценкам экспертов и международных структур, к 2020 году 10% всех грузоперевозок между ЕС и Китаем будет проходить по железнодорожным путям и автомагистралям. Сегодня этот показатель равен всего лишь 1-2% от всего грузопотока между этими глобальными рынками. Понятно, что нашей стране через 5 лет выпадет редкий шанс быть вовлеченной в один из самых крупных мировых грузопотоков», – пояснил директор КИСИ.

По мнению Ерлана Карина, Казахстан в первую очередь вместе с Китаем должен способствовать прокладке новых сухопутных транспортно-торговых коммуникаций. По оценкам, приведенным политологом, объем грузовых перевозок между Китаем и Евросоюзом спустя 5 лет должен достигнуть 170 млн тонн против нынешних 117 млн тонн грузов. В то время как Казахстан планирует привлечь к 2020 году на те маршруты, которые проходят через нашу страну, не менее 10 млн тонн от грузопотока между Китаем и Европейским Союзом. На эти цели для развития национальной транспортно-транзитной системы наше правительство намерено привлечь до 40 млрд долларов.

«Здесь заложен очень большой социальный эффект: по оценкам специалистов 1 млрд долларов инвестиций, вложенных в развитие транспортной инфраструктуры, открывает 20 тыс. новых рабочих мест. А в смежных отраслях до 11 тыс. рабочих мест. То есть, вместе с повышением потенциала нашей экономики мы разрешаем серьезный пласт социальных проблем», – разъяснил директор Казахстанского института стратегических исследований.

Однако, по мнению Ерлана Карина, встает серьезный вопрос модернизации всей отечественной транспортно-транзитной системы. 70% казахстанских автомагистралей находятся в изношенном состоянии. Тем не менее, благодаря 40 млрд долларов инвестиций в транспортную инфраструктуру, по словам руководителя КИСИ, через 5 лет порядка 80% магистралей окажутся в хорошем, а 19 % в удовлетворительном состоянии. Капитальному ремонту будут подвергнуты 300 железнодорожных вокзалов по всей стране, 600 локомотивов - обновлены, 20 тыс. грузовых и пассажирских вагонов будут введены в эксплуатацию. Таким образом, будет подготовлена внутренняя инфраструктура, что позволит к 2020 году увеличить объем грузовых перевозок через Казахстан в два раза, а доход от транзита – в три раза: с 1 млрд долларов сегодня до 3 млрд долларов через 5 лет.

Казахстан уже запустил ряд транспортных проектов: Жезказган - Бейнеу (988 км.) и Аркалык - Шубаркуль (214 км.). Ввод этих участков впервые соединил западную, центральную и восточную части Казахстана и одновременно сократил расстояние транспортировки на маршруте Достык - Актау на 748 км. Это позволило увеличить грузопоток на 40%.

По подсчетам директора КИСИ, главное преимущество от реализации этого проекта заключается в том, что он дал возможность диверсифицировать международные транспортные маршруты Казахстана. А также кардинальным образом изменить региональную карту транспортных коммуникаций страны. Все эти проекты на 1 тыс. км оптимизируют маршруты грузопотоков в направлении «Север-Юг» и «Восток-Запад», к тому же экономят массу времени и снижают транспортные издержки на 30%.

Наконец, по прогнозам директора Казахстанского института стратегических исследований, морской порт Актау станет отдельным бриллиантом в модернизированной транспортной системе республики. Так, сейчас морпорт Актау обеспечивает 25% всех грузоперевозок на Каспийском море. Российские порты, по словам Ерлана Карина, способны обслуживать лишь около 2 млн тонн грузов, тогда как наш порт пропускает 10 млн тонн ежегодно. Притом, что сегодня начата работа по модернизации морпорта Актау за счет строительства трех грузовых терминалов. Один грузовой терминал рассчитан на мощность в 1,5 млн тонн, плюс еще два терминала, общей совокупностью в 1,5 млн тонн груза.

«Сейчас если морпорт Актау обеспечивает 10 млн тонн груза, то после модернизации его пропускная способность может возрасти до 20 млн тонн каждый год. К тому же, по инициативе президента Назарбаева, было начато строительство порта Курык, с упором на паромные перевозки, что приведет к увеличению объемов паромных перевозок в три раза. Только Курык сможет осуществлять перевозки грузов на Каспии до 4 млн тонн ежегодно», – подытожил Ерлан Карин.

По замечанию политолога, ставки в сфере транспортной логистики особенно сильно возросли после того, как Китай объявил о возрождении Великого Шелкового Пути, намереваясь вложить в международный проект до 40 млрд долларов инвестиций. Геополитические игроки ведут серьезную борьбу за возможность контролировать столь привлекательный с точки зрения экономической отдачи транспортный коридор. И в этом предприятии, мы должны, не ссорясь ни с кем, твердо выдерживать собственные национальные интересы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤