Нефти станет больше?
В Казахстане планируется повысить эффективность добычи на нефтяных месторожденияхВ Казахстане планируется повысить эффективность добычи на нефтяных месторождениях. Для этого будут разработаны конкретные меры стимулирования недропользователей – чтобы они повышали эффективность извлечения черного ресурса.
«Больше половины нефтяных месторождений в Казахстане – зрелые, они уже прошли пик добычи и уровень извлечения на них низок», – пояснил необходимость этих мер Бакытжан Сагинтаев, первый заместитель премьер-министра РК. В настоящее время коэффициент извлечения нефти (КИН) составляет 30%, тогда как в мире он достигает 50% – необходимо увеличить показатель в Казахстане не менее чем на 5-7%. Технологическую политику, предусматривающую это, президент поручил реализовать правительству.
Ориентир – крупные залежи
Два главных источника нефти в Казахстане – Тенгиз и Карачаганак – дают приблизительно 50% добываемого ресурса. Остальное приходится более чем на 200 месторождений, которые были запущены в основном в середине ХХ века, некоторые даже раньше.
Как рассказывает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, проект разработки Тенгиза с присоединенным к нему Королевским месторождением предполагал, что коэффициент будет доведен до 0,5. «Но это лишь «благие намерения», потому что самый большой коэффициент, который получали в мировой практике, – 0,4-0,45, то есть извлечь можно только чуть больше 40%», – отмечает Олег Егоров. Поэтому, даже если сегодня говорится о необходимости использования различных методов повышения КИН – что правильно, но вопрос заключается в том, а сколько вообще можно получить нефти с того или иного месторождения.
По словам эксперта, на крупнейших месторождениях в Казахстане уже применяются технические и технологические методы увеличения текущей добычи. На Карачаганаке еще в советское время было положено начало использованию технологии обратной закачки газа (для поддержания давления в плате и сохранения фонтанного, то есть самого дешевого, способа эксплуатации). На Тенгизе тоже применяется совершенная технологическая система для увеличения и текущей добычи, и коэффициента извлечения.
Отметим, что на Тенгизе, после того, как будет осуществлен проект расширения, предполагается увеличить добычу с 27 млн тонн в год до 38 млн тонн в год, на Карачаганаке рассматривается возможность увеличения объемов обратной закачки газа и строительства новой технологической линии по переработке жидких углеводородов к 2022 году.
Что касается старых залежей, то, говорит Олег Егоров, например, на Узене, Жетыбае, бузачинских месторождениях вторичные процессы поддержания пластового давления задействованы уже давно. Другое дело – Кумколь, там после ухода канадцев эта система работает не очень эффективно. Если же говорить о мелких месторождениях в старом Эмбинском районе – Доссоре, Макате, Танатаре, Косшагыле – то, по мнению эксперта, там смысла применять методы нет: остаточные запасы на них – мизерные, их «еле-еле выкачивают». К тому же для мелких месторождений такие «процедуры» не всегда бывают экономически выгодными.
Эксперимент для всеобщей пользы
В настоящее время в мире добычей нефти занимаются около 50 стран, из них примерно 10 – в основном это представители ОПЕК – обладают такими запасами, которые позволяют им качать ресурс более 50 лет. Остальные обеспечены на период от 2 до 48 лет. Казахстан – на 46 лет. «Если мы будем повышать коэффициент извлечения нефти, а это означает применение еще более совершенных технологий, соответствующих более эффективной добыче, то тоже можем войти в эту десятку», – считает Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС».
В этом вопросе Казахстану нужен комплексный подход. С одной стороны, страна обладает существенными еще не разведанными запасами – тот же проект «Евразия». Глубоко залегающие геологические ресурсы Прикаспийской впадины оцениваются в 67 млрд тонн условного топлива, извлекаемые – в 27 млрд тонн. С другой стороны, необходимо эффективно работать с уже открытыми месторождениями. Общемировой тренд: эпоха легко извлекаемой нефти заканчивается. К 2020 году только 50% добычи придется на традиционный вариант, остальное – это будут ресурсы, получаемые из сланца, битуминозных пород, добываемые на больших глубинах, к 2040 соотношение составит 25% к 75%. То есть общим трендом станет удорожание нефти по затратам.
По мнению Акбара Тукаева, если в Казахстане комплексно подойти к решению проблемы увеличения КИН, то в итоге это может превратиться в ревизию уже применяющихся методов и изучение возможности применения еще более продвинутых современных технологий на всех месторождениях. На низкорентабельных месторождениях можно было бы создавать экспериментальные площадки для отработки тех или иных «приемов», при условии запуска расширенных льгот. Таким способом можно решить задачу совершенствования технико-технологического инструментария и поиска оптимальных вариантов для каждого месторождения. Для недропользователей небольших месторождений польза будет заключаться в том, что они, вероятно, получат перечень предложений для улучшения своей работы, то есть им не нужно будет самим проводить такую работу и тратить на это средства. Для такой систематизации, считает Акбар Тукаев, понадобится не менее 10 лет – это тяжелый, кропотливый труд. Но зато появится полная картина происходящего и потенциально возможного в нефтегазовой отрасли.
Отметим, что в условиях Казахстана увеличение коэффициента извлечения нефти на 1% эквивалентно открытию нового месторождения с запасами 100-150 млн тонн, а это считается крупным источником черного золота.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.