Зачем в РК продлили запрет на импорт дизтоплива из России?

Поставки планируется возобновить после 20 мая

Запрет на ввоз из России дизельного топлива – это забота в первую очередь о казахстанских нефтеперерабатывающих заводах. Такое мнение корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz высказал эксперт в нефтегазовой сфере Сергей Смирнов.

Запрет на импорт российского дизтоплива железнодорожным транспортом будет действовать с 20 апреля по 20 мая текущего года. Соответствующий приказ подписан министерством энергетики по согласованию с министерством по инвестициям и развитию и министерством национальной экономики.

По большому счету нынешний запрет можно назвать продолжением того запрета на ввоз российских ГСМ, который вступил в действие 5 марта и был рассчитан на 45 дней. Он касался и бензина, и дизельного топлива. Срок его действия истекает как раз 20 апреля. 

Минэнерго объяснило необходимость такой меры тем, что в первые два месяца этого года в Казахстан поступило на 150 тыс. тонн нефтепродуктов больше, чем предполагает Индикативный баланс между Россией и Казахстаном. 

Так, в январе было завезено 180 тыс. тонн вместо оговоренных 90 тыс. тонн, в феврале – 140 тыс. тонн вместо 80 тыс. тонн. Эти объемы отразятся в Индикативном балансе, согласно которому в 2015 году в Казахстан планируется импортировать 1,1 млн тонн российского топлива, и повлияют на дальнейший график поставок. 

Таким образом, 45-дневный запрет вводился для выравнивания графика и предотвращения дефицита по отдельным видам нефтепродуктов, особенно в периоды пикового потребления ГСМ.

Получается, запрет на ввоз бензина будет снят (по крайней мере, Минэнерго никаких дополнительных сведений по этому поводу не предоставляет), а запрет на импорт дизельного топлива продлен. Причину этого Сергей Смирнов видит в следующем: «Все казахстанские нефтебазы были затоварены российским бензином и дизтопливом, производство которых обходится дешевле, чем в Казахстане. Поэтому и был введен запрет – чтобы освободить хранилища. Иначе, как тогда объяснялось, дело могло дойти до остановки мощностей казахстанских заводов. Но поскольку наши НПЗ производят значительно больше дизтоплива, чем бензина, то от бензина хранилища освобождаются быстрее, чем от дизтоплива. В связи с этим, я думаю, и продлили запрет именно на дизель».

Вместе с тем аналитик вспоминает ситуацию 2013 года. Тогда тоже был введен запрет на импорт российского топлива из-за переполненных хранилищ, а потом возник острый дефицит, и запрет пришлось срочно отменять. Буквально через неделю поставки из России восстановились – проблема была решена. Это относилось в первую очередь к бензину. По мнению Сергея Смирнова, это могло произойти из-за того, что между данными, представленными в отчетах, и фактическими запасами топлива вполне может быть расхождение – если судить по тому, насколько «неожиданно» появился дефицит. Эксперт не исключает повторения сценария и в этом году – возможно, не так резко, но все же. Хватит ли запасов дизельного топлива в хранилищах еще на месяц, с 20 апреля по 20 мая, – это, по его мнению, большой вопрос.

Отметим, что на тот момент, когда вводился запрет от 5 марта, по данным Минэнерго, в резервуарах нефтебаз Казахстана было накоплено 467 тыс. тонн бензина и 462 тыс. тонн дизельного топлива.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤