Как реформировать угольную промышленность Казахстана?

Казахстан частично теряет российский рынок для поставок угля

Казахстан частично теряет российский рынок для поставок угля, но пробует экспорт в других направлениях.

По данным, предоставленным Казахстанским институтом развития индустрии, в 2014 году добыча угля в республике снизилась до 113,8 млн тонн, в 2013 году она составляла 119,6 млн тонн. Анализ экспорта-импорта каменного угля, а также брикетов, окатышей и аналогичных видов твердого топлива, полученных из него, показал, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом объемы как импорта, так и экспорта угля снизились: импорт – с 236 тыс. тонн до 158 тыс. тонн, экспорт – с 30,8 млн тонн до 27,8 млн тонн.

Границы экспорта

Недавно исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец рассказал, что Россия стала покупать меньше казахстанского угля: компании и, в частности, электростанции перешли на потребление своего ресурса и плюс частично используют газ. По мнению Марата Битимбаева, председателя объединенного геологического и горно-металлургического отделений Национальной инженерной академии Республики Казахстан, российский рынок, учитывая стагнацию и спад производства, не беспределен в настоящее время. Плюс к этому Россия присутствует как партнер в угле Экибастузского бассейна и имеет огромные возможности в наращивании собственного угля на востоке. «Увеличение экспорта возможно в западные районы, начиная с Урала, так как там находятся основные промышленные потребители энергетического и коксующего угля. Надо решить вопросы цены и тарифов», – считает эксперт.

Вместе с тем, как сообщил Николай Радостовец, Казахстан отправил пробные партии в Японию и Польшу и сейчас прорабатывает варианты более широких поставок. Отправки в Японию стали возможными благодаря тому, что с 1 января этого года казахстанские экспортеры могут доставлять уголь до российских портов по внутренним железнодорожным тарифам. Спикер назвал это большим достижением для реализации экспортных возможностей Казахстана, поскольку это удешевляет продукцию для конечного потребителя, а нередко тариф может достигать двух третей в стоимости.

Марат Битимбаев прокомментировал: «Карагандинский и шубаркольский угли добываются в центре страны, везти их до границы с Россией по казахстанским тарифам дорого, экибастузский уголь имеет зольность до 30%, возить его – себе дороже. Плюс еще нужно доставить груз до порта – по огромной территории России. Так что более низкий тариф не сыграет определяющей роли в экспорте казахстанского угля». Разговоры об экспорте в Польшу «тем более непонятны», если учитывать угольный потенциал этой страны и последние забастовки в связи с сокращением добычи угля. Что касается Японии, то для этой страны наиболее выгоден уголь из Австралии, которая имеет огромные возможности, а транспорт в сухогрузах морским путем значительно дешевле, учитывая оборудованность угольных складов и портового хозяйства на северо-востоке Австралии.

Уголь как сырье для бензина

Марат Битимбаев видит три пути дополнительного развития угольной отрасли Казахстана.

Первый – строительство нескольких мощных ТЭЦ на базе углей Тургайского бассейна, мамытского угля в Актюбинской области, кендырлыкского угля в Восточно-Казахстанской области (на границе с Китаем) и еще в некоторых районах. «Из-за первоначальных капитальных затрат это будет дорогим удовольствием. Но если идея воплотится в жизнь, добыча угля возрастет, будут созданы новые рабочие места, произойдет перераспределение населения из избыточных регионов, наконец, будет экспортироваться не уголь, а электроэнергия, что гораздо выгоднее», – комментирует эксперт.

Второй путь – это принятие конкретной программы по получению жидкого топлива из углей, использованию горючих сланцев в соответствии с новыми технологическими решениями, внедряемыми в других странах. То, насколько идея «преобразования» углей в жидкое топливо может быть успешной и выгодной, Марат Битимбаев поясняет на примере Южно-Африканской Республики. Во времена политики апартеида страна подверглась всеобщей экономической блокаде. Тогда компания Sasol в течение года создала технологию, были построены заводы по получению бензина из угля, а угля в ЮАР более чем достаточно, и до сих пор эта технология применяется в промышленных масштабах. Бензин, получаемый с ее помощью, стоит не дороже топлива из нефти.

По словам спикера, в Казахстане тоже велись разработки подобной технологии и даже предпринималась попытка строительства опытного завода. Дело так ничем и не закончилось. «Но этот вопрос все равно назреет, так как нефти в Казахстане с учетом запасов, коэффициента извлечения и нарастающих объемов добычи хватит лет на 50, но не больше. Запасы угля в стране достигают 130 млрд тонн, то есть их хватит на 100-120 лет. Надо думать», – говорит Марат Битимбаев.

Третий путь развития угольной промышленности связан с Экибастузскими и Аксуской ГРЭС. Там соскладировано более 300 млн тонн золы, содержащей около 30% оксида алюминия. «В течение 5-7 лет можно продумать и создать технологию получения из золы глинозема и удвоить его производство в Казахстане, а потребность в алюминии будет только возрастать», – заключает спикер.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤