На рынке ЕЭС у казахстанских фармкомпаний есть преимущества
В чем они заключаются, рассказали в компании SantoКазахстанское АО «Химфарм» с торговой маркой Santo построило ампульно-инфузионный цех за $40 млн долларов. Цех был построен для усиления производственной части бизнеса. Благодаря этому, по словам представителей «Химфарма», они ежегодно выпускают до 1 миллиарда таблеток, капсул и гранул, 24 миллиона флаконов антибиотиков и т. д. В 2014 году, судя по информации, предоставленной «Химфармом», их объем продаж составил более 15 млрд тенге. Доля компании на казахстанском рынке среди отечественных производителей составляет 42%.
Учитывая количество денег, которые компания использует для модернизации производства, а также ожидаемый объем инвестиций ($100 млн), «Химфарм» нуждается в поиске новых рынков сбыта. Сейчас они экспортируют продукцию в Россию, Кыргызстан, Туркмению, Таджикистан и Монголию. В дальнейшем в «Химфарме» планируют «расширяться».
В этом смысле компания рассчитывает и на Евразийский союз, который для фармацевтического рынка вступит в силу с 2016 года. Сейчас по этому поводу готов основной документ, но обсуждение других пунктов, их гармонизация идут не без сложностей. «Все понимают, что будет серьезная конкурентная борьба между фармкомпаниями. В России довольно много производителей. Но у казахстанских производителей есть конкурентное преимущество, потому что многие европейские стандарты есть в нашем законодательстве, и они реализуются на практике. В частности, в 2018 году все казахстанские лекарства должны будут соответствовать стандарту качества GMP. Аудит по GMP у нас развит лучше, чем в России», - говорит Елена Арышева, директор по внешним делам и связям с общественностью компании Santo.
Расширение рынков сбыта, возможно, позволит «Химфарму» усилить свои позиции в розничной торговле, которая играет для компании все большую роль. Сейчас только 33% доходов поступают от госзакупок. «Когда только пришли на рынок, то, признаю, мы рассчитывали, что большинство нашей продукции будет покупать государство. Но их бюджеты уменьшаются, поэтому сейчас мы ведем более активную маркетинговую политику. Также у нас есть 130 сотрудников, которые активно работают «в поле». То есть ходят к врачам, к аптекарям, к главным экспертам в той или иной медицинской области, рассказывают о нашей продукции, собирают круглые столы и т. д. Это необходимо в том числе чтобы врачи и пациенты больше доверяли отечественным препаратам. Так сложилось, что многие не доверяют казахстанским лекарствам», - говорит Петр Милднер, директор по развитию международных рынков Polpharma («Химфарм» - участник группы компаний Polpharma. – Ред.).
С другой стороны, несмотря на эти усилия и сокращения бюджетов, госзакупки остаются привлекательными для компании. «Просто государству легче продавать. У нас есть долгосрочный договор, это легче, чем ритейл», - признает Милднер.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.