Нетарифные барьеры препятствуют росту торговли стран ЕАЭС

За счет снижения таких барьеров реальный ВВП Казахстана вырастет на 0,7%

По базовому сценарию в среднесрочной перспективе за счет снижения нетарифных барьеров, возникающих при взаимных потоках товаров и услуг между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), благосостояние в Казахстане вырастет на 1,3%, прирост реального ВВП составит 0,7%. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на доклад Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) «Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС».

Нетарифные барьеры (НТБ) существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС. Таков основной вывод доклада Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР). Доклад подготовлен на основе опроса 530 российских, казахстанских и белорусских предприятий-экспортеров. 

В ходе исследования нетарифные барьеры (НТБ) разбивались на две группы. К первой были отнесены такие нетарифные барьеры, как санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, квоты, запреты и меры количественного контроля. Ко второй - меры ценового контроля и меры, влияющие на конкуренцию (институт специмпортеров, ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии). Вторая группа барьеров часто называется «песком в колесах», поскольку затрудняет движение товаров и в принципе может быть полностью ликвидирована. Эксперты ЦИИ установили, что именно эти нетарифные барьеры оказывают большое негативное влияние на торговлю. Таким образом, основные усилия нужно направить на устранение «песка в колесах» взаимной торговли. 

В докладе рассматриваются ряд сценариев снижения НТБ. По базовому сценарию в среднесрочной перспективе наибольший выигрыш от снижения нетарифных барьеров будет у Беларуси: ее реальный ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние - на 7,3% накопленным итогом. В Казахстане благосостояние вырастет на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7%. Эффекты для России будут менее значительными: благосостояние вырастет на 0,5% кумулятивно, а реальный ВВП – на 0,2%. Это связано как с большими размерами экономики, так и с меньшей значимостью для России торговли внутри ЕАЭС по сравнению со странами остального мира. 

Исследование показало, что наибольший выигрыш в случае снижения НТБ получат производители машин и оборудования. Это обусловлено тем, что в этом секторе экономики издержки от НТБ находятся на самом высоком уровне. Заметные преимущества также получат предприятия целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, производители кожи, обуви, резиновых и пластмассовых изделий. 

Кроме того, с высокими издержками от нетарифного регулирования торговли сталкиваются экспортеры химической продукции (в Беларусь и Россию), продукции деревообработки (в Казахстан и Россию), сельскохозяйственной продукции (в Беларусь), а также электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в Казахстан).
В целом белорусские экспортеры оценили нетарифные барьеры в торговле с Россией и Казахстаном на уровне 15% от стоимости своего экспорта, казахстанские – 16% при экспорте в Россию и 29% при экспорте в Беларусь, российские – около 25% в каждую из стран. 

Помимо данных барьеров, белорусские компании сталкиваются с существенными издержками от мер, принимаемых Казахстаном и Россией по ограничению доступа к государственным закупкам, а также от санитарных и фитосанитарных мер. Экспортеры Казахстана и в особенности России обращали внимание на большие издержки, связанные с финансовыми мерами, применяемыми Беларусью. Этот барьер зачастую также актуален для экспортеров на рынок Казахстана.

При проведении опроса респондентами была дана количественная оценка барьеров во взаимной торговле финансовыми услугами в процентах от издержек финансовых организаций. Респонденты из Беларуси оценили барьеры, связанные со входом на рынок и с деятельностью как в России, так и в Казахстане, в 10% от издержек. Казахстанские организации полагают, что обе группы барьеров составляют 10% от издержек организации в Беларуси и 15% — в России. Российские организации оценили барьеры в 13% и 15% в Беларуси и в 15% и 10% в Казахстане. 

В качестве основных барьеров доступа на рынок автомобильных грузоперевозок в России и Казахстане белорусские транспортные компании выделили: отсутствие возврата НДС за топливо, ограниченное страховое покрытие (до 3 тыс. евро) в России по «зеленой карте», эксплуатационные ограничения (например, норма нагрузка на ось в России), ограничения на перевозку крупногабаритных грузов (для Казахстана), большое количество проверок (например, времени отдыха водителей) и штрафов. По оценкам белорусских транспортных компаний, отмена барьеров и ограничений в транспортном секторе, в частности системы разрешений, позволила бы увеличить объем грузооборота за три года в два раза и увеличивать автопарк на 30–40% в год. Респонденты из Казахстана считают, что наличие барьеров и ограничений на рынке России приводит к увеличению стоимости транспортных услуг в среднем на 10–20%. 

«Нетарифные барьеры снижают эффективность общего рынка ЕАЭС. В особой степени они препятствуют развитию и кооперации технологичных отраслей, - считает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. – Постепенная унификация и отмена НТБ – одна из важнейших составляющих повестки дня Евразийского экономического союза на ближайшие годы».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤