Что мешает казахстанским компаниям участвовать в тендерах?
Причины озвучил заместитель управляющего директора NCOC Жакып МарабаевЗаместитель управляющего директора NCOC Жакып Марабаев назвал несколько причин, мешающих казахстанским компаниям участвовать и побеждать в тендерах, об этом сообщает издание «Ак Жайык».
Так, если NCOC и иностранные подрядчики освобождены от таможенных пошлин на ввозимое оборудование и материалы, то у казахстанских компаний нет таких льгот. Из-за этого товар, который завозит казахстанский поставщик, обходится дороже, чем аналогичный, завезенный зарубежным поставщиком через экспедиторские компании NCOC. В результате местные поставщики автоматически исключаются из тендеров Северо-Каспийского проекта на поставку оборудования и материалов.
Вторая серьезная проблема связана с казахстанскими правилами выдачи лицензий строительным компаниям, считает Ж. Марабаев.
«Для получения лицензии 1-й категории необходимо иметь опыт работы в соответствующей отрасли 10 лет и подтверждение реализации 10 объектов по договорам подряда или 20 объектов – по договорам субподряда. Вновь созданные совместные предприятия могут получить только лицензию 3-й категории, которая предполагает опыт работы лишь на низкотехнологичных объектах, даже если лицензия 1-й категории есть у одной из материнских компаний. Таким образом, например, для NCOC привлечение такого СП для передачи ему знаний и трансферта технологий не представляется возможным», - сказал он.
Аналогичная проблема возникает с сертификатами. По словам представителя NCOC, процесс выдачи сертификатов настолько забюрократизирован, что получить их просто невозможно. Отсюда и низкий уровень казахстанского содержания в закупленных товарах.
Кроме того, проблемы казахстанских компаний, занятых в нефтяном сервисе, перечислил председатель президиума Союза сервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков. По его мнению, значительная часть бюджета недропользователей уходит на ЕРС (Инжиниринг, Закупки и Строительство) «проектов под ключ».
«Инжиниринг крупных проектов выполняется в основном за рубежом, – говорит он. – Подготовка проектно-сметной документации за рубежом означает, что в проектные решения закладывается участие только иностранных поставщиков... В то время как казахстанским компаниям проблематично получить доступ к этой информации, чтобы предложить свои товары и услуги или даже просто встретиться... На предложение допустить к инжинирингу казахстанские компании нам отвечают, что якобы в стране нет специалистов, что будет дорого, экономически нецелесообразно», - заявил он.
Кроме того, по мнению Р. Жаксылыкова, казахстанские подрядные компании не могут получить большие объемы работ, потому что не имеют возможности представить банковские гарантии на большую сумму. В результате крупные строительные подряды получают зарубежные ЕРС-подрядчики, которые не проводят открытые тендеры. И большая часть средств в виде прибыли зарубежных компаний уходит за пределы Казахстана, пишет издание.
«Из-за низкой рентабельности у местных компаний нет финансовых ресурсов, чтобы обучить специалистов, купить современную технику и подготовиться финансово к другим крупным проектам, – продолжил Жаксылыков. – Кроме того, есть разные подходы к законодательству. Например, 95% фонда оплаты труда подрядчиков должно выплачиваться казахстанским гражданам. Однако зарубежный EPC-подрядчик может спокойно выплачивать зарплату иностранным сотрудникам через головной офис или рекрутинговые агентства, и это не будет отражаться в отчетности о фонде оплаты труда», - сказал он.