Какая цена сделает рентабельной нефть с Кашагана?
Месторождение Кашаган будет запущеноМесторождение Кашаган будет запущено даже в том случае, если цены на нефть к моменту запуска окажутся низкими. Такое мнение деловому еженедельнику «Капитал.kz» высказали некоторые из опрошенных экспертов.
Предполагается, что восстановительные работы на месторождении будут завершены к концу 2016 года. Об этом недавно говорили Владимир Школьник, министр энергетики Республики Казахстан, и Сауат Мынбаев, председатель правления НК «КазМунайГаз». Напомним, нефть на Кашагане начали добывать 11 сентября 2013 года и буквально через месяц остановили добычу из-за утечки попутного газа (причина – растрескивание трубопровода под воздействием сульфидных соединений).
«В 2016 году, я думаю, вряд ли запустят это месторождение. Может быть, во второй половине 2017 года», – поделился мнением Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Он отметил, что сейчас предстоит провести работы, которые велись несколько лет, – сложнейшие. Ударный труд в таком деле не нужен. Если же к тому моменту, когда работы будут завершены и Кашаган будет готов к запуску, нефть не продемонстрирует высокой стоимости, то запуск все равно состоится: «Компании вкладывали средства не для того, чтобы консервировать объект». К тому же, отмечает эксперт, резкое падение цены с лета прошлого года произошло, в том числе под влиянием политического фактора. Но нефть – ресурс, который нужен любой стране, поэтому цены вырастут, и, может быть, даже значительно.
Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС», тоже считает, что месторождение запустят. Хотя не стоит исключать форс-мажор, связанный с природными, климатическими факторами. И можно предположить еще такой сценарий: если будет устойчиво «гнуться линия» на уменьшение предложения на нефтяном рынке и если несколько стран, в том числе Казахстан, договорятся о такой политике, то для нас одним из способов сдерживать рост добычи станет ненаращивание мощностей Кашагана.
Что касается потенциально недостаточно высокой цены на момент запуска, то, по мнению Акбара Тукаева, даже если 2-3 года после запуска стоимость нефти будет «не особо устраивающей», то за это время произойдет рационализация всех процессов на месторождении, персонал наработает хороший опыт.
Пусть дороже, но зато надежнее
Ранее в информационном пространстве появлялась цифра $3 млрд – в такую сумму оценивалась замена трубопроводов на Кашагане. «Сегодня $3,5-4 млрд – это стоимость крупного нефтехимического комплекса «под ключ», – иллюстрирует ситуацию Олег Егоров.
Сейчас же, получается, речь идет о $1,8 млрд – такова сумма контракта, который получила нефтесервисная компания Saipem (ее основной акционер – итальянская Eni S.p.A. – владеет 16,81% в Северо-Каспийском проекте). Информация об этом появилась в конце прошлой недели на сайте компании. «Когда компании подают на тендер, выбирают ту, которая меньше запрашивает. Вот это та ситуация, – предполагает эксперт. – Уже был случай: когда объявили тендер на реконструкцию Атырауского НПЗ, японцы предложили более $3 млрд, китайцы – за $1,1 млрд, китайцы и прошли. Неизвестно, что лучше, – дешевле или качественнее. В таких проектах, как Кашаган, нужно быть осторожными».
Отметим, что некоторые аналитики, опрошенные деловым еженедельником «Капитал.kz», называли в своих предположениях о стоимости замены труб именно эту цифру – порядка $2 млрд. «Мы не эксперты по нефтепроводным трубам, но учитывая то обстоятельство, что для полной замены необходимо порядка 200 километров новых труб, можно сказать, общий объем затрат будет внушительным – более $2 млрд. Конечно, после обнаруженной коррозии предыдущего трубопровода теперь необходимо закупать материалы с содержанием более стойких металлов, которые будут дополнительно еще и обрабатывать однозначно недешевым покрытием», – отмечает Айвар Байкенов, директор департамента аналитики «Асыл-Инвест».
Акбар Тукаев согласен с тем, что для замены труб вполне приемлема стоимость $2 млрд и даже больше, при том что сама работа может быть оценена не меньше стоимости труб. В мире, говорит эксперт, не так много компаний и заводов-производителей, которые могут предоставить подходящие материалы и трубы, поэтому они и устанавливают высокие расценки на свою работу. «Насколько я знаю из экспертной среды, когда проводились испытания традиционно используемых видов труб в такой же ситуации, которая была на Кашагане, везде возникали схожие проблемы из-за среды, окружающей трубопровод. Проблема в том, как создать подходящее оборудование. При этом нужно не забывать о влиянии на экологию и жизнедеятельность людей. В этом вопросе лучше перестраховываться: пусть будет дороже, но зато надежнее», – считает Акбар Тукаев.
Себестоимость: Кашаган обгоняет
Все затраты на замену трубопроводов, естественно, будут заложены в себестоимость кашаганской нефти.
«Если бы мы сегодня уже получали эту нефть, она была бы очень дорогой, поскольку бюджет на освоение месторождения по сравнению с начальными годами увеличился раз в 10. Сегодня считается, что это $139 млрд. Все эти деньги будут очень четко распределены на каждую единицу добытой нефти», – поясняет Олег Егоров.
Во время недавнего визита в Атырау министр энергетики РК Владимир Школьник отметил: «… себестоимость на крупных проектах, таких как Карачаганак и ТШО, самая низкая в стране. Уверен, так же будет на Кашагане».
По словам Олега Егорова, выразить себестоимость кашаганской нефти в цифрах пока сложно: конкретные сведения трудно обнаружить даже по действующим месторождениям, нет соответствующего информационного потока. Месторождение Тенгиз считается дорогим, поскольку пробурена скважина на глубину более 4 километров. Себестоимость одной тонны нефти здесь находится в пределах $20. Но за счет ежегодного увеличения объемов добычи затраты на единицу постепенно снижаются. На Карачаганаке – дороже, чем на Тенгизе, поскольку это более сложное месторождение и уже несколько лет там проводится обратная закачка газа в пласт, что в свое время потребовало инвестиций, которые потом «осели» в себестоимости. Кашаганская же нефть будет обходиться еще дороже. Это морское, а не сухопутное месторождение. По сведениям эксперта, несколько лет назад себестоимость для морских месторождений, которые трудно сравнить с казахстанскими, рассчитывалась на уровне $40 за тонну, и это в 10-12 раз дороже, чем при добыче «черного золота» в Саудовской Аравии.
Стоит ли ждать $100?
На этой неделе глава КМГ Сауат Мынбаев высказал мнение, что предел окупаемости у такого непростого и капиталоемкого проекта, как Кашаган, «достаточно высокий» – порядка $100 за баррель. При этом он отметил, не называя цифры, что Карачаганак и Тенгиз, «эффективные, хорошие месторождения», имеют порог рентабельности более низкий, они рентабельны и при нынешней цене.
Айвар Байкенов согласен с тем, что рентабельность Кашагана связана с озвученным уровнем стоимости нефти – принимая во внимание столь крупные вложения в этот проект и то, что он реализовывался в надежде на сохранение стоимости нефти на уровне $100 за баррель и выше. «Я думаю, что можно с уверенностью согласиться с заявлениями наших чиновников о рентабельности где-то на этом уровне (себестоимость может составлять порядка $90-95)», – отмечает аналитик.
Жарас Ахметов, директор компании «OilGasProject», считает, что немаловажное значение имеют два фактора – капитальные затраты и эксплуатационные расходы. «По капитальным затратам известно одно – они гигантские, называется сумма в $140 млрд. Оценить адекватность таких затрат из публичных источников невозможно. По эксплуатационным расходам можно ориентироваться на давно устоявшиеся общеотраслевые данные – $5-7 за баррель. И вряд ли они будут выше для Кашагана. Никаких дополнительных эксплуатационных расходов, в сравнении с действующими месторождениями, на Кашагане не видно. Важно помнить, что все сложности месторождения генерируют капитальные, а не операционные расходы», – отмечает аналитик. Вместе с тем, по его мнению, имеет смысл говорить не о рентабельности проекта, а сроках возмещения консорциумом понесенных расходов – при нынешнем уровне цен на нефть он может растянуться на очень долгий срок.
По мнению Олега Егорова, нужно понимать, о каком периоде идет речь, если считать $100 за баррель. Эксперт поясняет: в первое время на месторождении не будут добывать миллионы тонн нефти, начнут, возможно, с 400 тыс. тонн (370-400 тыс. тонн – о таких объемах для первоначального этапа говорили, когда Кашаган запускался в 2013 году). При таких небольших объемах экономические показатели рассчитывать неинтересно, поскольку они не покажут картину, которая сложится через 2-3 года эксплуатации. И пока будет происходить наращивание объемов добычи, рентабельность вообще может оказаться отрицательной. «Я думаю, если месторождение выйдет через небольшой промежуток времени, скажем, на 7-10 млн тонн, с рентабельностью, с доходом от этой нефти, все будет в порядке», – считает собеседник.
Акбар Тукаев призвал не пугаться цифры $100 за баррель – по нынешним временам это нормальная цена: сейчас баррель стоит меньше $60, но стоимость будет расти. «Есть прогнозы, что будет $160, я считаю, что к 2020 году цена на Brentвернется к $140 за баррель, потому что сейчас действуют не фундаментальные объективные причины, а политические спекулятивные», – говорит спикер. Он поясняет, что с фундаментальными факторами на нефтяном рынке сейчас все в порядке: спрос, что бы ни говорили, растет, причем значительно. Так, если в 90-е годы он оценивался на уровне 66 млн баррелей в сутки, то в 2014 году составил 92,4 млн баррелей в сутки. Кроме того, по мнению аналитика, утверждение, что мировые энергоресурсы, в частности, нефть, отрицательно влияют на рост мировой экономики, неверное. Есть расчеты, оценки, что затраты на энергоресурсы составляют не больше 5-7% в экономике.
«Цена на нефть все равно будет расти, и то, что сейчас мы не добыли, означает, что потом кашаганскую нефть мы будем выводить на рынок по более высокой цене», – заключает эксперт.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.