Бизнес на дорогах
Кто будет получать прибыль от платных дорог?Через 7 лет власти собираются сделать платными почти треть дорог республиканского значения. Если принять во внимание, что в законодательстве нет пункта об альтернативных дорогах, то казахстанцам придется платить понемногу, но много раз. Это, мягко говоря, плохо. И еще, главное, чтобы платные дороги не стали еще одним источником извлечения прибыли для и так уже богатых людей.
Недавно казахстанские СМИ растиражировали мнение первого вице-министра по инвестициям и развитию РК Жениса Касымбека, который заявил, что по планам развития транспортной сферы в Казахстане около трети республиканских автодорог станут платными к 2022 году.
«В плане развития транспортной инфраструктуры до 2022 года запланировано увеличение протяженности платных автомобильных дорог республиканского значения до 7 тысяч километров. Это примерно треть дорог республиканского значения от 23 тысяч километров. Это такие участки, как Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Астана – Павлодар и другие грузонапряженные с высоким трафиком дороги», – рассказал Касымбек на заседании в профильном комитете мажилиса Парламента РК, выступая на тему развития транспортной инфраструктуры в рамках новой экономической политики «Нурлы Жол».
Он также сообщил, что в первой половине текущего года будут проведены работы по разработке проектной документации на устройство систем оплаты на вновь введенных автомобильных дорогах первой технической категории для всех видов транспорта. Это Шымкент – Благовещенск, Шымкент – Кызылорда.
Также, добавил вице-министр, рассматривается вопрос привлечения инвесторов для внедрения систем взимания платы на участках дорог республиканской сети.
«На сегодня рассматривается возможность внедрения системы взимания оплаты открытым способом для грузового транспорта с грузоподъемностью свыше 12 тонн на автомобильных дорогах второй технической категории», – сообщил Касымбек.
Куда деваться?
В принципе, власти отличаются большой изобретательностью. В первую очередь это проявилось в том, как они подошли к вопросу введения платных дорог.
Еще в конце апреля 2008 года Министерство транспорта и коммуникаций РК внесло в парламент поправки в законодательство, исключающие требование об обязательном наличии альтернативной автодороги при создании платных дорог.
Так вот, казахстанские депутаты эту идею поддержали, поверив тогдашнему министру транспорта Серику Ахметову, отметившему, что «интенсивность на автомобильных дорогах низка и при наличии альтернативной дороги платная автомобильная дорога никогда не будет окупаемой».
Причем и министр, и депутаты на полном серьезе считали, что это приведет к появлению в Казахстане качественных дорог.
Для чего, кроме прочего, нужно было внести изменения в закон «О концессиях». В закон добавили статью, которая подразумевает, что если платность автомобильных дорог не будет обеспечивать затраты инвестора, государство будет возмещать данные затраты на период концессии. «Это говорит о том, что государство будет также делить риски вместе с частными инвесторами», - говорил тогда Серик Ахметов.
Министр также пообещал, что инвестор будет не только строить, но и содержать и обслуживать дорогу. «Он будет заинтересован в сборах, в тех инвестициях, которые будет возмещать государство, поэтому он будет следить за качеством автомобильной дороги», - отмечал Серик Ахметов. По словам министра, таким образом, бюджет страны будет экономить ежегодно около 3 млрд тенге.
На фоне такого широкого «одобрямса» почти не слышно было автолюбителей, отдельных депутатов. Первые сомневались в необходимости сделать платные дороги безальтернативными, вторые сомневались, что инвесторы будут строить качественные дороги.
Поправки парламент принял, сенат поддержал, президент подписал.
А потом в недрах Минтранскома появилась идея о введении платы на отдельных автодорогах Алматы и Астаны. Сама по себе идея сильно абсурдная, однако в условиях, когда в законодательстве нет пункта об альтернативных дорогах, вполне даже естественная. Будь в законодательстве пункт об альтернативных дорогах, такими немного абсурдными мыслями чиновники из Минтранскома с общественностью не делились бы.
Если все, что задумали власти, осуществить, то казахстанцам, хотят они или нет, придется ездить по платным дорогам.
Ну или как в России.
В конце сентября 2014 года в Госдуму России внесли законопроект, запрещающий объезжать платные дороги по маршрутам, проложенным через населенные пункты. Причина – осложнение экологии в населенных пунктах.
Да, в российском законодательстве есть пункт об альтернативных дорогах. И просто запретить объезд платных дорог нельзя. Но все равно пытаются. И тоже вопрос упирается в интересы концессионера. В частности, председатель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев в комментарии «Российской газете» отметил, что пострадает инвестор. «Вот смотрите - строит инвестор платный участок дороги, и поток распределяется, допустим, так - 50 процентов едут по платной, 50 - по старому бесплатному маршруту. Но если бы он не построил, то все 100 процентов бы ехали по старому маршруту», - отметил депутат.
Тогда как в Казахстане в условиях отсутствия альтернативных дорог все равно придется ехать по платной дороге. Хочешь не хочешь. И это большая проблема.
Это только в Казахстане можно легко и просто заявить, что треть республиканских дорог может стать платной.
Много это или мало?
Кстати, в Европе, у которой идею платных дорог позаимствовали, платных дорог совсем немного, если брать в процентах ко всей дорожной сети. На сегодняшний день больше всего платных дорог находится в Хорватии и составляет 3,33% от общего числа дорог страны. В Сербии – 2,71%, в Швейцарии – 2,68%, в Италии – 1,16%, в Словакии – 1%. Менее 1% платных дорог во Франции (0,83%), Греции и Беларуси (по 0,74%), Чехии, Испании и Норвегии (0,63%). Менее 0,2% платных дорог существуют в Турции, Венгрии, Ирландии, Австрии и Польше.
И потом никто ведь не отменял коррупционный фактор. А он на единственной платной дороге Астана - Боровое уже имеется.
На днях, как передали казахстанские СМИ, депутат мажилиса Парламента РК Меруерт Казбекова говорила именно об этом. «У нас единственная дорога в Казахстане - 211 километров - платная. Мы все ею пользуемся, она достаточно комфортная. После того как стала платной, мы стали ощущать, что она вовремя вычищена и в бураны почти всегда открыта. Тем не менее здесь коррупционная составляющая. Я сама вожу автомобиль. Каждый раз, когда едешь в сторону Борового, особенно в субботу-воскресенье, из нескольких линий работает только одна, и там ручное управление. То есть сидят люди и просто собирают деньги. У меня, к примеру, высвечивает 200 тенге, они берут 200, а пробивают 40-60 тенге. Так как стоит очередь, с ними разбираться просто невозможно. Сегодня практически внаглую коррупционная составляющая», - сказала она.
Если у нас на одной дороге только 1/5 часть денег идет в бюджет, а остальные 4/5 – в карманы предприимчивых людей, то можно представить, каким будет навар частников, сделай платными треть республиканских дорог.
Самое главное, многие ведь догадываются, но не говорят о том, что владельцами платных дорог станут только так называемые «агашки». Логика понятна. В то самое время, когда из-за неадекватных действий России в Украине под угрозой оказалась казахстанская экономика, люди при власти ищут новые источники прибыли. Платные дороги – самое то.
Здесь можно вспомнить, как пытались оставить без работы автовокзал «Сайран» в Алматы и построили автовокзал «Ушконыр» за пределами города, а потом загоняли туда водителей междугородних автобусов с помощью дорожной полиции. Историю с алматинской барахолкой, которую постепенно сносят, а предпринимателей выжимают на Кульджинскую трассу.
И таких примеров более чем достаточно.
Потому вся история с платными дорогами может оказаться еще одной историей создания новых источников доходов. Формально – для бюджета, а на самом деле – для предприимчивых людей.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.