Нефть чернее тучи

Нефть продолжает свое падение

Нефть продолжает свое падение. В среду четвертую сессию подряд баррель нефти продолжал дешеветь на фоне заявлений о сохранении перенасыщения рынка как минимум до второго полугодия. Отметим, что сейчас цены находятся на минимальных уровнях за 5,5 лет. Февральские фьючерсы на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures в среду подешевели на $0,40 (0,86%) – до $46,19 за баррель. На закрытии торгов во вторник их цена составляла $46,59 за баррель. Цена февральских фьючерсов на сорт WTI на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) снизилась на $0,46 (1%) – до $45,43 за баррель.

Причины падения

По мнению экспертов, основное давление на ситуацию оказывает приток сланцевой нефти, добыча которой за последние несколько лет резко увеличилась. «В результате этого США сегодня заметно сократили объемы импорта и, более того, даже стали экспортировать часть объемов. В текущей ситуации ОПЕК не раз говорила о том, что с ее стороны никаких сокращений добычи не будет, так как любое снижение будет компенсировано ростом добычи сланца. Потому рисковать своей долей рынка картель не готов», – говорит Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест». Сейчас все будет зависеть от того, как поведут себя многочисленные нефтепроизводители США и Канады, считает он, многие из которых при таких ценах оказались в трудном положении, и уже были первые случаи банкротств. Поэтому от того, насколько будут быстро сворачиваться эти компании, и будет зависеть в целом судьба нефтяного рынка.

По мнению инвестиционного консультанта FIBO Group Евгения Слесарева, текущее падение цен происходит в связи с тем, что арабские страны из ОПЕК продавливают рынок, играют мускулами, показывая, кто на этом рынке главный. «Это основная причина такого резкого снижения цен. Себестоимость добычи нефти довольно низкая, и они при желании могут позволить себе опустить цены и до $20 за баррель. Теоретически страны ОПЕК и такие цены выдержат. Впрочем, и для них это будет неблагоприятно, но если захотят, то это им удастся», – считает Евгений Слесарев.

Отметим, что текущее снижение цен на нефть происходит не только на фоне роста добычи сланцевой нефти в США, но и на фоне низких темпов роста мирового потребления энергоресурсов. «Все-таки мировая экономика растет совсем не такими быстрыми темпами, какие рисовались аналитиками в далеком 2009 году. Рост спроса со стороны проходящего процесс урбанизации Китая не покрывает новые добывающие мощности в США, которые рентабельны только при цене на нефть выше отметки в $68 за баррель. Собственно, сохранение текущих ценовых уровней в течение нескольких месяцев может стать сильным ударом по всем компаниям, добывающим нефть таким способом. Превышение предложения над физическим спросом действительно есть, но, думаю, что такое снижение уже сложно объяснить одним только этим фактором», – считает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ». По его мнению, спекулятивный интерес в падении котировок, безусловно, присутствует. Желание Саудовской Аравии улучшить свои рыночные позиции за счет низкого уровня издержек по добыче вполне законно и понятно. Финансовые и реальные рынки сплошь и рядом состоят из таких ситуаций, которые, в свою очередь, и приводят к изменчивости цен.

Алтынай Ибраимова, младший аналитик «Сентрас Секьюритиз», считает, что основные факторы, которые могут оказать влияние на стоимость нефти в ближайший период, включают в себя, кроме объемов производства шельфовой нефти в США, также результаты переговоров между лидером Венесуэлы и руководством Саудовской Аравии, в которых могут быть освещены вопросы касательно квот стран ОПЕК. «В условиях повышенной внимательности участников рынка к любым новостям, касающимся цен на нефть, считаем, что фундаментальные факторы, такие как экономическое развитие Китая и геополитическая ситуация в мире, будут влиять на рынок в долгосрочной перспективе», – считает она.

Однако, по мнению Айвара Байкенова, Венесуэла в данном случае никак не может повлиять на ситуацию – основное решение принимается в первую очередь крупнейшим участником, Саудовской Аравией, а ее позиция, как видим, достаточно жесткая.

Когда в товарищах согласья нет…

Ситуация осложняется тем, что среди членов ОПЕК нет единства мнений. Организация перестает быть объединением, которое отвечает интересам всех ее членов. К примеру, Саудовская Аравия добывает около 11 млн баррелей нефти в стуки, а Венесуэла – всего около 2,5 млн баррелей. Соответственно, по прогнозам экспертов, внутри картеля могут создаваться блоки «по интересам».

Так, Саудовская Аравия считает своим приоритетом не повышение цен на нефть, а сохранение доли на рынке. Поэтому она не сократит добычу, даже если цена барреля нефти опустится до $20, заявляет министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими. Потому что, если саудиты решат сократить добычу, то их доля просто уйдет к другому производителю. «Таким производителем может оказаться, например, американский, российский или бразильский – любой, у кого издержки на добычу выше, из-за чего сама добыча рентабельна лишь при более высоких ценах», – заявил министр.

Крайне маловероятной назвал он и перспективу возвращения нефти к прежней цене в $100 за баррель. Если кто и снизит добычу, считает он, то лишь те страны, где добываемое сырье имеет слишком высокую себестоимость. В то же время отдельные проекты по добыче сланцевой нефти в США, по мнению Али аль-Наими, останутся рентабельными и при мировой цене в $20-30 за баррель, хотя большинству для окупаемости, конечно, требуется $80-90. А что касается стран Персидского залива, то их экономика благодаря крайне низкой себестоимости добычи может без проблем выдержать даже очень серьезное удешевление нефти.

По крайней мере до следующего заседания ОПЕК крупнейшим производителям нефти не удастся договориться о снижении добычи, чтобы сократить объемы предложения на мировом рынке и добиться роста цен.

«Мы не можем доверять всем странам ОПЕК. И мы не можем доверять не входящим в ОПЕК странам. В 1980-х и в 1990-х годах Саудовская Аравия сокращала объемы добычи, однако остальные обманули нас и захватили нашу часть рынка», – заявил принц Аль-Валид ибн Талал, отметив, что отказ властей Саудовской Аравии снижать объемы добычи был в нынешней ситуации разумным решением, так как сокращение объемов добычи на саудовских месторождениях лишь привело бы к сокращению доли королевства на мировом нефтяном рынке.

$20 или $100 за баррель?

По мнению Айвара Байкенова, в краткосрочной перспективе стоимость нефти марки Brent упадет до уровня $40, при этом не исключено и движение до уровня $30. «В дальнейшем полагаем, что будет небольшой отскок до уровня $50-60 за баррель, а к концу года мы можем увидеть цену в районе $70. Сценарий более высоких цен в текущих условиях дисбаланса на рынке маловероятен, так как взрывного роста спроса в ближайшем будущем не будет, так же как и существенного сокращения производства. Именно баланс спроса и предложения будет диктовать ценовые уровни», – считает он.

Сабит Хакимжанов, директор департамента исследований АО «Halyk Finance», также считает, что в течение года цена стабилизируется и выйдет на уровень $65-70 за баррель. «Просто сейчас в США многие нефтедобывающие компании сделали инвестиции, оттуда сравнительно низкая стоимость. Они могут добывать, поэтому сейчас у них образовался избыток. Хранить сырье негде, поэтому нефть и дешевая. Но это временно», – отмечает эксперт.

С тем, что в краткосрочной перспективе динамика цен на нефть будет находиться на уровне $40-50 за баррель, согласна и Алтынай Ибраимова. Такое предположение она обуславливает несколькими факторами. Во-первых, известно, что правительство Курдистана планирует в I квартале 2015 года увеличить экспорт нефти до 500 тыс. баррелей в день. В свою очередь Саудовская Аравия собирается предоставить скидки на все виды нефти, которые поставляются в Европу, и на большинство марок, экспортируемых в США. Во-вторых, в госуправлении энергетической информации США департамента энергетики (EIA) считают, что добыча нефти в Штатах достигнет своего пика в мае 2015 года, иначе говоря, сокращать объемы США не собираются. Действий со стороны Саудовской Аравии тоже не планируется. Не менее важным фактором остается замедление экономики европейских стран, Японии, что в свою очередь грозит снижением спроса на товарно-сырьевом рынке. «Отдельно следует отметить Китай, продемонстрировавший самые низкие темпы роста экономики с 1990 года. В целом сейчас внимание участников рынка сконцентрировано больше не на фундаментальных факторах, а на новостях спекулятивного характера, в связи с чем возникает высокая неопределенность относительно колебаний котировок даже в краткосрочной перспективе», – говорит она.

Но, как подчеркнул Евгений Слесарев, надо иметь в виду, что рынок нефти в целом достаточно импульсивный, подверженный паникам. «Цена может как резко взлетать, так и резко падать. Так что, в принципе, есть вероятность, что в моменте мы увидим и $35 за баррель. Но это все не долгосрочные явления. Потому что в любом случае у всех стран общие интересы в долгосрочной перспективе – это цена $60 за баррель. Такая цена, скорее всего, и будет держаться в текущем году», – считает эксперт.

Сейчас на фоне продолжающегося противостояния стран Персидского залива с американскими поставщиками сланцевой нефти даже цену в $20 за баррель не считают фантастической.

А о $100 за баррель вообще можно забыть, считает принц Саудовской Аравии Аль-Валид ибн Талал. «Если поставки нефти останутся на нынешнем уровне, а спрос останется таким же слабым, лучше готовиться к тому, что цены продолжат падать. Если поставки сократятся, а спрос вырастет, цены могут пойти вверх. Но я уверен, что мы никогда больше не увидим цену в $100. Как я уже говорил год назад, цена на нефть более чем в $100 за баррель искусственна», – заявил он в интервью USA Today.

Влияние на Казахстан

Но если вопреки ожиданиям цены будут держаться на уровне ниже $40 за баррель, то это может негативно сказаться на казахстанской экономике. Однако, по мнению Евгения Слесарева, основные риски не связаны с прямой зависимостью нашей экономики от цен на нефть. «У Казахстана есть достаточно серьезная подстраховка в виде Национального фонда благосостояния. Конечно, если цены будут оставаться низкими, то будет непросто. Но это не будет кризис», – уверяет эксперт. Более серьезным ударом будет дефолт в России, который, по словам аналитика, вполне может случиться, если цены на нефть продолжат падение. «Дефолт в России – это снижение деловой активности в Казахстане, ухудшение и сокращение инвестиционного климата, проблемы в строительном секторе», – отметил Евгений Слесарев.

Но пока цены низкие, Казахстану грозит уменьшение экспортных доходов. «Соответственно, уменьшатся поступления в Нацфонд. Мы будем испытывать нефтяной дефицит», – подчеркнул Сабит Хакимжанов.

Аналитики инвестиционного банка Nomura считают, что Казахстан наряду с Колумбией, Мексикой, Бразилией и, возможно, Канадой, не говоря уже о России и Венесуэле, находится в группе стран, энергетические компании которых подвергаются значительному финансовому стрессу в условиях резкого падения цен на нефть.

К такому выводу они пришли, сообщает британская газета Financial Times, после расчетов, учитывающих так называемый darkdebt (черный долг) – обязательства, не учитываемые официальной статистикой, так как они размещаются через офшорные юрисдикции. У Казахстана, по их выкладкам, на облигации, номинированные в иностранной валюте и выпущенные через такие юрисдикции, приходилось в общей сложности до 1,9% от ВВП страны, тогда как на бонды и внешние банковские займы, размещенные через другие юрисдикции, – 17,6%.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤