На рынке ГСМ пора наводить порядок
В настоящее время система работает неэффективноВ Казахстане рынок ГСМ лихорадит регулярно, и каждый раз власти пытаются его стабилизировать. Кое-что получается, кое-что не получается. Но всегда остается впечатление, что когда-нибудь здесь, на рынке, что-то обязательно рухнет. Понятно, что механизм регулирования рынка несовершенен, поэтому кризисы будут и в дальнейшем. Понятно, что внутри неэффективной системы не могут существовать эффективные звенья. Но попытаться реформировать рынок ГСМ все же нужно.
Недавние заявления вице-спикера мажилиса парламента Дариги Назарбаевой о том, что правительственные программы по стабилизации рынка ГСМ не дают должного результата, соответствуют действительности.
«На сегодня увеличение количества автомобилей, к сожалению, не соответствует тому количеству нефтепродуктов, которые производятся в нашей стране, и образуется дефицит. Многочисленные программы правительства, которые должны были, по идее, решить проблемы со снабжением горюче-смазочными материалами внутреннего рынка, не дают должного эффекта», – заявила Дарига Назарбаева на собрании фракции партии «Нур Отан» на тему «Актуальные вопросы обеспечения потребностей страны в ГСМ».
Нарекания вызывает и качество топлива.
«Тот небольшой рост производства бензина, причем низкого качества, не соответствующего стандартам Евро-3, не говоря уже о Евро-4 и Евро-5, абсолютно не сопоставим с темпами роста автопарка. При этом мы даже не говорим об обеспечении внутреннего рынка качественными, отечественными моторными маслами, авиационным керосином и продуктами глубокой переработки нефти и газа», - отметила она.
По ее мнению, «странным образом проектные мощности трех НПЗ, построенных в далекие советские годы, упали с 18-19 миллионов тонн в год до 13-14 миллионов тонн». «Проводимые реконструкции НПЗ не привели ни к росту производственной мощности, ни к производству высококачественных продуктов переработки нефти», - добавила вице-спикер.
«Вот некоторые меры, принятые правительством, решения одной только проблемы: обеспечение внутреннего рынка достаточным количеством бензина. Это запрет на импорт бензина из России, проведение толлинговых операций по переработке нашей нефти в Китае, разрешение импорта бензина из России, но только одной компании - дочки КазМунайГаза, повышение цен на регулируемые виды бензина и мазута. Несмотря на эти меры, вопросов все еще остается много, проблемы не решаются, и на сегодня убедительных ответов со стороны правительства и национальной компании «КазМунайГаз» нет», - заключила Назарбаева.
Казахстан обречен на нестабильность рынка ГСМ
Все, о чем говорила Дарига Назарбаева, справедливо. Все, о чем она не договорила, возможно, когда-нибудь договорит. Но, в любом случае, приходится констатировать очевидный факт: Казахстан просто обречен на нестабильность рынка ГСМ.
Во-первых, сам механизм установления предельных розничных цен на ГСМ порочен. Обратите внимание на следующее немаловажное обстоятельство. Дефицит самого популярного 92-го бензина в Казахстане начался не сегодня, и не вчера. И причиной этого дефицита одни называют плохую управляемость со стороны властей, другие – частников, у которых бензин есть, но они его оставляют на время, когда правительством будут повышены предельные розничные цены.
На самом деле управляемость рынка ГСМ плохая. Во время дефицита бензин марки АИ-92 имеется только на АЗС «КазМунайГаза», временами появляется на АЗС «Синоойла», а совсем редко – на других АЗС. То есть власти имеют влияние исключительно на часть рынка, а большая его часть работает, скажем честно, по своим правилам.
Во-вторых, высокая степень зависимости от России в плане обеспечения казахстанского рынка высокооктановым топливом. Такая зависимость в Казахстане устраивает всех: и государство, и оптовиков, и АЗС. Вместо того чтобы всерьез думать о строительстве в Казахстане современных нефтеперерабатывающих заводов, и власти, и нацкомпания, и бизнес делают как раз то, что требует наименьших усилий: ввести из России тот же 92-й бензин и, присовокупив маржу, продать. Именно эта зависимость и является одной из основных причин, почему в Казахстане регулярно возникает дефицит ГСМ.
В-третьих, даже если решение о строительстве НПЗ Казахстан примет, найти сырье будет крайне сложно. Почему в последнее время повсеместно открываются букмекерские конторы, большие просторные залы и дворцы для торжеств? Потому что бизнес выгодный. Потом, по прошествии времени их понастроят столько, что часть обанкротится и закроется. Почему АЗС строились, строятся, и будут строиться? Ответ на поверхности: высокая прибыльность бизнеса.
Но самое главное, что в течение многих лет власти активно развивали экспорт нефти, в ущерб внутренней переработке. Поэтому НДС на экспорт сырой нефти со стороны государства возвращается, тогда как производитель этот самый налог должен платить. Когда вице-спикер Дарига Назарбаева задается вопросом, почему резко упала переработка на действующих НПЗ, ответить на него можно просто – потому что экспорт стимулируется властями, а производство – нет.
Что делать?
Теперь хотя бы понятно, почему в Казахстане регулярно возникает дефицит топлива. Если понятны причины, значит, нужно спросить себя – что делать?
Вопрос довольно сложный, принимая во внимание степень запущенности проблемы. Однако, как и во всем остальном, решение проблемы имеется, но оно, из-за вышеуказанного фактора, не может быть простым.
Итак, в первую очередь, необходимо сменить вектор развития Казахстана. То есть отменить льготы для экспортеров нефти, и ввести льготы для переработчиков сырой нефти. В свое время в Казахстане практически с нуля была создана банковская система. По тому же принципу можно создать инфраструктуру переработки нефти.
Причем, вводить льготы для переработчиков нужно так, чтобы они в них не вцепились мертвой хваткой. То есть сразу же ограничить льготы определенным периодом времени. Тогда можно будет запустить в сектор частников. Пусть строят НПЗ, и чем он современнее, тем лучше.
Во вторую очередь, чтобы бизнес не работал так, как он сейчас работает в Казахстане (месяц – хорошо, а потом хоть трава не расти), нужно увязать льготы с качеством конечного продукта. А госорган, который занимается регулированием сектора, должен четко следить за выполнением правил игры на рынке.
Вопрос, безусловно, упирается в высокую степень коррумпированности госорганов и местничество. Значит, нужно одновременно бороться со взяточничеством и кумовством.
В третью очередь, необходимо постепенно избавляться от российской зависимости. Чем глубже Россия погружается в украинский кризис, тем более непредсказуемой становится российский рынок. Правда, он и раньше не был никогда стабильным, но в связи с последними событиями в Украине, он становится опасным. Если казахстанский рынок ГСМ будет лихорадить так же, как и российский, мало не покажется.
Главное, что может выручить в этой ситуации, это льготы переработчикам и активное привлечение в переработку бизнеса. Причем, не важно какого, казахстанского или иностранного, важно, чтобы и те, и эти четко следовали правилам игры на рынке.
Кстати, вице-спикера Даригу Назарбаеву можно понять. Быть может, ей обидно за то, что система регулирования рынка ГСМ, созданная в Казахстане, оказалась неэффективной. Обидно не только ей, но и многим другим казахстанцам. Она и не могла быть эффективной. Лишь потому, что внутри неэффективной системы не могут существовать эффективные звенья. Но это не повод опускать руки, хотя бы потому, что попытаться создать эффективную систему регулирования рынка ГСМ можно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.