40% выручки от экспорта зерна на Ближний Восток уходит на логистику
Такие данные привел замдиреткора КИСИ Санат КушкумбаевПри экспорте зерна в страны Ближнего востока и Персидского залива транспортные издержки Казахстана составляют 40% от всего объема выручки. Об этом сегодня на круглом столе «Казахстан-2050: новые континентальные мосты между востоком и западом» сообщил заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований Санат Кушкумбаев, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
По его словам, благоприятная геополитическая ситуация, а именно снятие санкций в отношении Ирана, раскроет не только энергетический потенциал Казахстана, но и расширит транспортно-логистические возможности.
«Это показатель, который серьезно влияет на нашу конкурентоспособность, поэтому возможные маршруты, они тестируются на экономическую целесообразность, при этом мы должны учитывать, в том числе и геополитическую ситуацию, которая влияет на протяженность маршрута, изменение протяженности и зигзаги транспортных артерий. Не случайно, иногда видим на карте, что расстояние между 2 точками - это не просто прямая линия, где-то изгибы приходится обходить, даже целые страны региона, какие-то межгосударственные, этнические, религиозные конфликты сказываются на безопасности существующих и на проектируемых транспортных артериях и маршрутах», - отметил замглавы института.
Кроме того, он проинформировал, что в ближайшее время планируется открытие железнодорожного перехода по линии Казахстан-Туркменистан-Иран, который открывает, в том числе, и новые транспортно-коммуникационные, и энергетические горизонты, охватывающие как Ближний восток, так и Южную Азию.
«Эта ветка позволяет реализовать в том числе тот проект соглашения, которое было подписано в 2000 году - создание транспортного коридора «север – юг», когда министры транспорта и коммуникаций Индии, Ирана и России подписали в Санкт-Петербурге документы, которые открывают эту перспективу. То есть, это не только субрегиональный локальный проект, он открывает в себе перспективы выхода на Северную Европу и в том числе в Персидский залив и Индийский океан», - подчеркнул он.
Вместе с тем, он добавил, что большой интерес для Казахстана представляет портовая инфраструктура Ирана.
«Известно, что Казахстан имеет свою антенну в порту Ляняньгань в Восточной Азии. Это активно, интенсивно используемый перевалочный пункт. Стоит обратить внимание на 2 антенну - это стратегически важная точка, которая выходит как на Персидский, так и на Амурский залив и открывает доступ для экспорта продукции», - заключил С. Кушкумбаев.