Машиностроители в ожидании спроса

Локомотивом станет транспортный сегмент

Согласно прогнозам, в ближайшие годы экономика Казахстана будет динамично развиваться и, следовательно, возрастет потребность в машиностроительной продукции. Локомотивом станет транспортный сегмент. В Национальном агентстве по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» рассказали, в каких направлениях нужно развиваться отрасли, чтобы произошел существенный и качественный рост.

Машиностроение – одно из приоритетных направлений экономики любого индустриально развитого государства, поскольку обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Положение дел в машиностроительной отрасли Казахстана сейчас таково, что республика является нетто-импортером машиностроительной продукции. Внутренний спрос более чем на 90% удовлетворяется за счет импорта. В 2013 году в республику было завезено машиностроительной продукции на сумму около $18,4 млрд. Впрочем, экспорт, хотя и невелик, особенно в сравнении с импортом, тоже присутствует – его объем в 2013 году составил порядка $1,3 млрд. Поставки осуществляются, прежде всего, на российский рынок. 

Отличительной чертой отрасли является преобладание сборочных производств в автомобилестроении, железнодорожном и сельскохозяйственном машиностроении. В стране растет число новых предприятий по промышленной сборке автомобилей, электровозов и тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов, комбайнов и тракторов, которые в скором времени решат задачи по восполнению и обновлению парков подвижного состава и парка сельскохозяйственной техники. 

Вместе с тем, поступательное развитие экономики республики невозможно без равномерного распределения вектора развития отечественного машиностроения на все его обширные направления. Принимая во внимание политику активной региональной интеграции в рамках Таможенного союза, новый импульс к развитию получила казахстанская автомобильная промышленность. 

Открытие новых рынков вкупе с доступностью передовых технологий, ставшей возможной благодаря привлечению в страну стратегических инвесторов с международным именем, позволило успешно реализовать такие инвестиционные проекты, как строительство производственных площадок по выпуску легковых автомобилей марки «Тойота Фортунер» и целой линейки автомобилей марки «Пежо» в Костанайской области.

Реализация указанных стратегических проектов была осуществлена в рамках активного содействия АО «KAZNEX INVEST», проводящего масштабные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций в парадигме реализации поставленных Главой государства задач по диверсификации национальной экономики.

Тем не менее, достигнутые результаты работы в рамках реализации первой пятилетки ГПФИИР ставят сегодня перед АО «KAZNEX INVEST» все более новые, амбициозные и стратегически важные задачи. 

В рамках государственной программы индустриального развития на следующие пять лет планируется проведение системной работы по дальнейшему развитию отечественного производства товаров в машиностроительной отрасли, в том числе с перспективой замещения импортируемых узлов и агрегатов, что, как ожидается, в свою очередь позволит достичь стоящих перед республикой задач. В том числе, наличие прочного задела, созданного в ходе первой пятилетки, позволит нам уже сегодня внедрять инвестиционные проекты, направленные на дальнейшее увеличение доли казахстанского содержания, а также локализацию комплектующих и запасных частей как на имеющихся, так и вновь создаваемых производственных площадках.

Так, например, «KAZNEX INVEST» на регулярной основе продолжает ведение переговорного процесса с крупными мировыми компаниями – лидерами в области машиностроения. В качестве примера, следует отметить японского производителя Denso, немецкого концерна Bosch. Указанные компании выразили заинтересованность в производстве комплектующих для автотранспортных средств в Казахстане.

Однако реализовать эти проекты возможно только при обеспеченности рынка объемом не менее 100 000 единиц в год. Сейчас же этот показатель составляет около 40 000 единиц. Решение проблемы эксперты «KAZNEX INVEST» видят в промышленной кооперации. 

Этот вариант сотрудничества набирает обороты во всем мире благодаря тому, что дает гибкость, маневренность, позволяет быстро включиться в процесс создания и производства новых товаров. Эффективность бизнеса значительно повышается за счет специализации предприятий. Производственные мощности, таким образом, используются более эффективно, производственный процесс оптимизируется, качество повышается, спрос на продукцию и услуги стабилизируется, активно внедряются инновации. Одним словом, преимуществ много.

В отношении Казахстана и машиностроительной отрасли вариантом такой кооперации могло бы быть промышленное сотрудничество стран – участниц Таможенного союза. По ожидаемым прогнозам, рынок Таможенного союза составит не менее 150 000 единиц в год, что создаст благоприятную среду для производства автокомплектующих.

Также, эксперты «KAZNEX INVEST» отмечают о необходимости государственной поддержки машиностроительной отрасли. Только так можно усилить конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем рынке, повысить производительность труда, получить качественный рост и развитие, определяемое степенью инновационности технологической базы.

Кизатов Расул, Управляющий директор департамента инвестиционного блока АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».

Контакты: 

АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST»

010000, Республика Казахстан,

г. Астана, ул. Сыганак, 25,

бизнес-центр «Аңсар», 2 этаж

Тел: + 7 (7172) 91 90 40 (приемная)

Факс: +7 (7172) 91 90 50

Веб-сайт: www.invest.gov.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤