Сыграем на санкциях?
Запад не намерен закрывать двери перед Казахстаном и БеларусьюУже несколько месяцев в Казахстане обсуждают тему полезности для казахстанской экономики санкций, введенных Западом против России. Мол, если инвестиции уходят из России, значит, они придут в Казахстан. В этой связи так и хочется отметить, что Казахстан никак не сможет компенсировать потери Запада от ответных санкций России: величины несопоставимые.
Все и так понятно. Американцы требуют от России выполнить минские договоренности, в частности, прекратить военные действия в Донецке и возвратить Крым. В свою очередь, Россия на уступки не идет. Между тем, по мнению экспертов, уже в следующем году экономика России перестанет расти и даже «пойдет на спад».
«Падение российской экономики уже осуществляется, вы знаете, что стоимость нефти WTI достигла 90 долларов, нефть марки Brent достигла 92 долларов, российский рубль уже преодолел историческую отметку 40 долларов, за один доллар уже дают более 40 рублей, и конца этому процессу не видно», - отметил казахстанский политолог Валихан Тулешев.
На сегодняшний день Россия уже потеряла свыше 120 млрд. долларов. Это только официальные подсчеты Центробанка. Реальный отток капитала, по данным мировых экспертов, в два раза больше. А вот потери европейцев могут составить 40 млрд. евро в этом году и 50 млрд. в следующем. Ответные санкции со стороны России вызывают особое беспокойство у экономически уязвимых стран, в частности, у Италии и Германии. Между тем некоторые европейские страны, куда запрещен ввоз российской продукции, уже ищут новых партнеров. К примеру, Латвия заинтересовалась Центрально-Азиатским регионом. Америка планирует развивать торгово-экономические связи с Казахстаном.
«Соответственно, будет увеличиваться сотрудничество с западными странами. Но опять же нет такого - сказать, что это принесет определенный успех. Это все пока начальная работа, к чему это приведет, будет зависеть только от нашей стороны, от нашей работоспособности, в первую очередь от нашего умения управлять этими процессами», - отметил казахстанский экономист Магбат Спанов.
Товарооборот между Казахстаном и США в прошлом году превысил 2,5 млрд. долларов. По словам экспертов, казахстанские производители могут тесно сотрудничать с американскими бизнесменами в сфере IT-технологий, промышленности и сельском хозяйстве.
Прагматизм Запада
Если несколько абстрагироваться от политической и геополитической составляющих, то вопрос стоит в такой плоскости. Запад недоволен Россией, в свою очередь, Россия решила идти до конца, и не сдаваться. Ибо именно так возможные уступки Западу понимают в Кремле.
Между тем, с 1 января 2015 года Таможенный союз (ТС) преобразуется в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда кроме России входят Беларусь и Казахстан. Так как и ТС и ЕАЭС не несут в себе политической и военной составляющей, то Запад, в принципе, не имеет никаких претензий ни к Минску, ни к Астане.
Поэтому санкции будут действовать именно против России, и не будут распространены в отношении ее партнеров по интеграционному объединению.
С другой стороны, и в Брюсселе, и в Вашингтоне не могут не понимать, что в вопросе принуждения России к миру нельзя перегибать палку. Беларусь и Казахстан не должны стать заложниками не всегда продуманной внешней политики Москвы. Потому Запад будет держать свои двери открытыми перед Беларусью и Казахстаном, чтобы иметь возможность тесного экономического сотрудничества. Чем более низким будет уровень экономического сотрудничества с Россией, тем более высоким будет уровень экономического сотрудничества с ее партнерами по ТС и ЕАЭС.
Именно на это надеются в Казахстане, говоря о полезности для казахстанской экономики санкций Запада против России
Между тем…
Между тем, Казахстан может, скорее, проиграть, чем выиграть. Прежде чем считать то, что Казахстан приобретет, нужно хотя бы не потерять то, что имеем.
Так, в начале апреля 2014 года на правительственном часе в парламенте перед депутатами выступил министр нефти и газа республики Узакабай Карабалин, который рассказал, о том, как могут отразиться санкции против России на нефтегазовой отрасли республики.
«Нам пока неизвестно, какого рода могут быть санкции со стороны западных стран, однако, основные проблемы для нас могут быть по двум вопросам – экспорт и какие-либо ограничения по нему. Мы полагаем, что в таком случае наши экспортные поставки вполне могут снизиться. И в этом плане нам уже сегодня необходимо начинать думать о других возможностях в этом плане» - заявил министр.
А ведь возможности вроде как были. Когда в середине 2000-х годов перед Западом возник вопрос заполнения нефтью трубопровода Баку-Джейхан, были инициированы проекты Транскаспийского трубопровода. Планировалось пустить через Каспий не только нефтяную, но и газовую трубу.
Тогда же Россия, чтобы не потерять монополию на транзит центрально-азиатских углеводородов (нефтепровод Атырау-Самара и Каспийский трубопроводный консорциум) инициировал проект Прикаспийского трубопровода. Даже было подписано соглашение между Россией, Туркменистаном и Казахстаном. Потом, когда разговоры вокруг Транскаспийского трубопровода несколько утихли, Москва тоже забыла о своих обещаниях.
В апреле 2014 года на правительственном часе Узакбай Карабалин вновь поднял вопрос экспортных поставок через Грузию и Азербайджан, Иран и Китай.
«Сейчас мы очень внимательно следим за тем, что происходит по отношении к Ирану. И если ранее веденные в отношении его санкции будут сняты, у нас уже есть отработанный путь экспортных поставок из Актау - мы будем вести перевалку на порт «Нека». Кроме этого, также остается еще одно очень важное направление - Китай. На сегодняшний день мы имеем рабочий нефтепровод ежегодной мощность 20 миллионов тонн, действующий на участке «Атасу-Алашанькоу». Но от Атырау, и вообще от западных областей страны сейчас мощности не столь большие», – сообщил министр.
Он также добавил, что могут возникнуть определенные сложности в том случае, если будут введены ограничения на транзит российской нефти. В этом случае в Казахстан начнут поступать большие объемы нефтепродуктов. «С одной стороны это хорошо, поскольку в таком случае мы будем полностью обеспечены всеми видами нефтепродуктов. Однако, с другой стороны, более дешевая продукция в состоянии осложнить работу наших нефтеперерабатывающих заводов. Поэтому мы сегодня балансируем между всеми возможными вариантами и при этом продолжаем вести работу по всем направлениям» - отметил министр нефти и газа.
Надо заметить, что вопрос экспорта казахстанской нефти через Азербайджан и Грузию давным-давно перестал быть актуальным. Китай, как потребитель казахстанской нефти, интересен, но ни сейчас, ни в ближайшее время не станет выгодным потребителем. Он будет стараться купить казахстанскую нефть как можно дешевле. Что, кстати, и происходит с контрактом на поставку российского газа в Китай. Что же касается перевалки казахстанской нефти через Иран, то использование морского, сухопутного, а потом снова морского транспорта может оказаться слишком дорогим.
Так что все эти три варианта по различным причинам не могут быть запущены быстро и без существенных финансовых потерь для Казахстана.
Потери реальные, приобретения – иллюзорные
Вместе с тем уже сейчас есть реальные цифры по тем потерям, которые несут стороны конфликта.
Так, по мнению экспертов, европейцы из-за санкций России на запрет ввоза продуктов из стран, присоединившихся к санкциям, могут потерять 40 млрд. евро в 2014 году и 50 млрд. в 2015 году.
А по данным Минсельхоза США, эта страна может потерять около 715 млн. долларов из-за ответных санкций России. Так, в 2013 году США экспортировали сельскохозяйственную продукцию в Россию на сумму 1,3 млрд. долларов, и теперь более половины этой продукции под запретом
Кроме того, Россия занимает пятое место в мире среди импортеров сельскохозяйственных товаров после ЕС, Китая, США и Японии. Суммарная стоимость импорта такой продукции в Россию в 2013 году составила 40,4 млрд. долларов.
Напомним, что в августе Россия на год запретила поставки в страну фруктов, овощей, молочной и мясной продукции из стран, которые ввели санкции против РФ. По данным российской таможни, суммарный объем импорта запрещенных товаров из США, Австралии, Канады, Норвегии и ЕС в 2013 году составил около 9,1 млрд. долларов.
А между тем, товарооборот между Казахстаном и США в 2013 году составил всего 2,5 млрд. долларов. Даже если этот показатель увеличить в 2 или 3 раза, он не способен компенсировать потери стран Запада.
Так что величины несопоставимые.
В данной связи Казахстан должен сделать все возможное, чтобы не стать стороной конфликта. Можно вспомнить, как в августе российские аналитики говорили о том, что Казахстан и Беларусь могут поддержать продовольственное эмбарго. Можно вспомнить, как довольно нервно Москва реагировала на реэкспорт западных продуктов из Беларуси и Казахстана. Можно вспомнить, как на границе с Россией задерживали грузы из Беларуси и Казахстана, в частности, с курятиной.
Такие факты, если они станут постоянным трендом, плохой сигнал для любой интеграции.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.