Дефицит топлива в РК ликвидируют в октябре
Об этом заявил Узакбай КарабалинО причинах дефицита топлива и путях решения вопроса в интервью корреспонденту агентства КазТАГ рассказал заместитель министра энергетики РК Узакбай Карабалин.
«Дефицит топлива на внутреннем рынке страны возник в результате ряда объективных причин. Отсутствие таможни на наших границах при значительной разнице в ценах приводит к вывозу больших объемов из нашей страны туда, где они стоят дороже, где можно легко получить солидную маржу. Кроме того, как известно, казахстанские НПЗ были введены в строй еще в советские времена, и их мощности и техническое состояние не позволяют полностью обеспечивать страну высокооктановым бензином. Сегодня доля казахстанских НПЗ закрывает около 70% от общих потребностей», – пояснил он.
Вице-министр отметил, что ежегодно дефицит топлива покрывается за счет импорта по межправительственным соглашениям, в основном из России.
«Мы ведем системный мониторинг состояния дел на рынке, благодаря чему прогнозируем ситуацию и заблаговременно заключаем договоры на поставку недостающих объемов в необходимые нам сроки. Компанией «КазМунайГаз» законтрактованы с компаниями Российской Федерации 69,5 тыс. тонн бензина АИ-92 (Башнефть, Роснефть), 10 тыс. тонн бензина АИ-95 (Башнефть) и 64 тыс. тонн дизельного топлива (Башнефть, Литаско, Форте Инвест). Если бы указанное топливо отгружалось точно в оговоренные сроки, никакого дефицита топлива на нашем внутреннем рынке не произошло бы», – сказал он в интервью.
Однако, как отметил Узакбай Карабалин, внутренний топливный рынок России оказался в зависимости от последствий ряда аварийных ситуаций, в том числе и на Ачинском НПЗ, а также остановки ряда заводов на плановые работы. В итоге, оговоренные контрактами объемы топлива поступают в Казахстан со значительным опозданием. Казахстан был вынужден в форс-мажорном режиме искать другие источники поступления ГСМ на рынок.
Он также проинформировал, что в настоящее время все казахстанские НПЗ работают на полную мощь. Вице-министр полагает, что ситуация на топливном рынке выровняется в ближайшие недели. Дефицит топлива будет полностью ликвидирован во второй половине октября, сказал он.
«Я бы хотел отметить, что компания «КазМунайГаз» вынуждена приобретать и везти ГСМ себе в убыток, ведь в России топливо стоит дороже, чем в Казахстане. Если переводить в тенге, то у нас литр бензина Аи-92/93 не может продаваться дороже 128 тенге, согласно установленной правительством предельной цене, а на заправочных станциях Российской Федерации такой бензин торгуется по цене 155 тенге. Разница значительная, в 27 тенге, это более чем на 20%. По ценам дизельного топлива разница еще больше - 45 тенге. У нас литр дизтоплива стоит 115 тенге, а в России – 160», – пояснил Узакбай Карабалин.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.